Сущность развития творческих способностей детей
статья на тему

Мучкаева Екатерина Константиновна

 « ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. Л. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность развития творческих способностей детей

 « ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. Л. Сухомлинский

При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально-психологические способности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

В настоящее время существуют разные подходы к определению способностей. А.Г.Ковалев определяет способность как синтез свойств человеческой личности, отвечающие требованиям деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. По мнению ряда авторов «способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности.

К.К.Платонов, отмечал, что успешность в той или иной деятельности зависит от мотивации, и от личностных способностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности .

При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности.

Из всех видов способностей наибольший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности.

Понятие «творческие способности» тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.

К.Роджерс подразумевал под творчеством процесс «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни.

Более убедительным является такое определение творчеству, которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества».

Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского, что творчеством могут заниматься не только лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребенка, определяющие успешность творческой деятельности.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

В зарубежной психологии творческие способности  обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие).

Креативность, отмечает Э. Фромм, – это способность  удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

  П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной  потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт.

Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.

Творческая мотивация – побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, но и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Детские работы поражают нас своей непосредственностью, оригинальностью, эмоциональностью, и своеобразным восприятием. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.

Художественное воспитание детей в современной системе не может быть второстепенным. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Эффективными средствами для создания выразительных образов в детском рисовании являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Необычность материалов позволяет ребенку изучать, пробовать изображать, будит детскую фантазию, развивает творчество.

Таким образом, творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

Использованная литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.1994.
  2. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Сущность развития творческих способностей детей

При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально-психологические способности, определяющие...

Сущность развития творческих способностей детей

При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально- психологические способности, определяющи...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...