Практикум "Игра в жизни ребенка-дошкольника" - материал с форума "Большая перемена"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Авторы материала: Собкалова С.Г., воспитатель 1 категории; Тюленева Л.В., воспитатель высшей категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в жизни ребенка дошкольника.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Пока ребенок не наиграется, он не сможет полноценно начать учебную. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, хотят действовать правильно.
Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренирует наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности у детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Игровая деятельность включает в себя:
- Сюжетно – ролевая игра.
- Подвижная игра.
- Театрализованная игра.
- Дидактическая игра.
- Экологическая игра.
- Игра с природным материалом.
Игра - процесс, как правило, коллективный! Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой. Но большей частью, как правило, дети играют с другими детьми или с взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки. Игры же с взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры, обсудить, во что и как он играл с другими детьми и можете сами подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником.
Блиц-опрос родителей «Знаток игровой деятельности ребенка».
1. Какие игры можно организовать для ребенка, если Вы заняты делом на кухне?
2. Назовите подвижные игры, в которые Вы играете с детьми.
3. Назовите подвижные игры, в которые дети играют самостоятельно, без вмешательства взрослых.
4. Чем можно занять ребенка в ожидании приема в парикмахерской, у врача и т.д.?
5. Какие игры можно организовать для большой группы детей?
А теперь мы поговорим о том, какие игрушки нужны ребенку. Игра детей неотделима от игрушек. Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет творение не менее грандиозное, чем компьютер.
Игрушка — это то, что сопровождает ребенка с рождения. Через игрушки и игры ребенок познает мир, проигрывает с игрушками первые жизненные ситуации, с которыми сталкивается. Чтобы побыть в роли мамы, малышу нужна кукла, которую он будет одевать, кормить и убаюкивать. Чтобы побыть в роли папы, нужны игрушечный руль или детские инструменты. А вообще, выбор игрушки — дело серьезное.
Выбрать детскую игрушку в магазине не представляется возможности без консультации специалиста. Давайте вместе попробует разобраться в классификации современных игрушек и определить какие же все-таки игрушки нужны вашему ребенку.
В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
Игрушки, знакомящие детей с окружающей их средой и природой. (слайд №1)
К этой группе относятся игрушки, знакомящие детей с предметами домашнего обихода (мебель, посуда, одежда), животным и растительным миром, транспортом, с отдельными профессиями людей.
Они способствуют расширению общего кругозора детей, развивают сообразительность, речь.
Игрушки, способствующие физическому развитию детей. (слайд №2)
К этой группе относятся игрушки, необходимые для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, вожжи, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (городки, кегли, мячи и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальные автомобили, лыжи, коньки), для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (матрешки, пирамиды, чашечки).
Они способствуют укреплению физических сил ребенка, развитию мускулатуры, ловкости и гибкости всего тела.
Дидактические игрушки. (слайд №3)
Это игрушки-манипуляторы, конструкторы, строительные наборы, которые можно собирать, разбирать, катать, складывать, а также головоломки, паззлы и т.п.
Дидактические игрушки - направленные на развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества .
Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники.
(слайд №4)
В эту группу входят наборы для сборки моделей автомобилей, самолетов, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов.
Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки. (слайд №5)
Трудовое воспитание содействует всестороннему развитию ребенка. Ребенок растет не только крепким, физически ловким, выносливым, но и развивается духовно, становится наблюдательным, учится быстро соображать. В труде закладывается фундамент характера, поэтому важно с детства воспитывать у детей уважение и любовь к труду.
Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей. (слайд №6)
В эту группу входят музыкальные и театральные игрушки, а также конструктивно-художественные игры, разрезные игрушки на картоне или кубиках, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки.
Развитие художественных способностей детей является неотъемлемой частью их эстетического воспитания.
Игрушки-забавы. (слайд №7)
Как правило, это игрушки с веселой тематикой и оригинальной конструкцией; их изготовляют с механизмами движения, например поющие птицы, заяц-барабанщик, кувыркающаяся обезьянка и др.
Назначение этого вида игрушек — способствовать воспитанию у детей чувства юмора, вызывать смех, воспитать ребенка веселым и жизнерадостным.
Выбирая игрушку, обратить внимание на следующее(слайд №8)
1. Игрушка должна соответствовать возрасту и интересам ребенка.
2. Игрушка должна быть безопасна для жизни и здоровья малыша.
3.Ребенок должен иметь возможность что-либо делать с игрушкой, например, складывать, разбирать, собирать и прочее.
4. Игрушка не должна вызывать чувство страха, отвращения, жестокости или агрессии.
(слайд №9)
На этом пункте хотелось бы остановиться по - подробнее. На прилавках современных магазинов можно увидеть множество игрушек, сошедших с телеэкранов: черепашки Ниндзя, покемоны, монстры, роботы-трансформеры, человек – паук. Очень важно разделять игрушки и антиигрушки, которые навязывают детям стремление к злу, жестокости, агрессии. Любое проигранное действие ребёнком способно найти реализацию в реальной действительности. Если ребёнок ведёт себя в игре по-доброму, гуманно, то и в реальности он будет следовать этим же принципам. И напротив, агрессивное, жестокое отношение в игровых ситуациях, рано или поздно найдёт своё место в жизни.
Прежде чем покупать такую игрушку, подумайте, нужна ли она вашему ребенку.
- А сейчас уважаемые родители, приглашаю вас в магазин игрушек. Сейчас мы с вами попробуем выбрать игрушку для ребёнка, опираясь на рекламу и собственные ощущения от полученной информации и объяснить, почему вы выбрали эту игрушку.
ИГРА «МАГАЗИН»
(Обсуждение с родителями. Садятся на места)
-Уважаемые взрослые! Есть ли у вас в доме игрушки, сделанные своими руками?
(Ответы родителей)
Совместно сделанные игрушки не только обогащают игры детей, но и развивают фантазию, творчество, желание делать что-то новое, создавать. Воспитывается бережное отношение к игрушкам, т. к. ребенок понимает, сколько было вложено труда и сил в ее изготовление.
- Мы вас приглашаем в нашу творческую мастерскую, где вы можете проявить свое творчество и фантазию.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»
А. С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютер в жизни ребенка - дошкольника
Консультация для родителей...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Гимнастика в жизни ребенка – дошкольника."
Гимнастика — это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение...
Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"
Консультация для воспитателей семейного детского сада...
Русское народное искусство в жизни ребенка-дошкольника
Красочный мир народного искусства и его значение в жизни ребенка. Разнообразие народных промыслов....
Книга в жизни ребенка дошкольника
Цель: подвести родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для всестороннего развития....
Здоровый образ жизни ребенка дошкольника.
Изучение проблем детского здоровья в наше время преобретает особую актуальность. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на протяжении всего дошкольного периода, в о...
Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.
Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...