Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
консультация (старшая группа) на тему
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- может выделять звуки в словах;
- у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха
- развитие лексики
- формирование грамматики речи
- развитие связной речи дошкольников
- обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету
- знакомство с различными жанрами детской литературы
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Методы работы по развитию речи дошкольников:
Метод обучения по образцу (имитационный):
- обучение произношению, интонациям
- составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
- составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)
- пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
- вопросы, творческие задания
- упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
- беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
- создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
- ролевые игры, экскурсии
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- может выделять звуки в словах;
- у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
- Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
- Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
- Умение излагать свои мысли в письменной речи;
- Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха
- развитие лексики
- формирование грамматики речи
- развитие связной речи дошкольников
- обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету
- знакомство с различными жанрами детской литературы
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Методы работы по развитию речи дошкольников:
Метод обучения по образцу (имитационный):
- обучение произношению, интонациям
- составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
- составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)
- пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
- вопросы, творческие задания
- упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
- беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
- создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
- ролевые игры, экскурсии
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
В статье описаны принципы , методы речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел из курсовой работы "Речевое развитие воспитанников ДОО"...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел курсовой работы по речевому развитию воспитанников ДОО....
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития в соответствии с ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС в младшей группе "В гостях у бабушки"
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС в младшей группе "В гостях у бабушки"...
Презентация "Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО"
"Речевое развитие по ФГОС ДО" - этот вопрос посвящён теме важнейшей из образовательных областей - речевому развитию дошкольников....