"Как подготовить малыша к детскому саду"
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить малыша к детскому саду.

Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду его жизни.

Адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько  и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитя. Ребенок на столько взбудоражен, что, возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается.

Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям.

Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.

Подготовку к адаптационному периоду следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни.

 В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

Нужно будет уделить внимание рациону питания: приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться то знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. В групповой комнате дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по необходимости докармливают кого-то из детей. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого и т.д. То же и при укладывании спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит за тем, чтобы ребята спокойно заснули. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (засыпание на руках взрослого и т.д.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы.

Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующих детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить серьёзное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создаст предпосылки для более быстрого установления контактов с взрослыми и сверстниками.

Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада. Педагог доброжелательно встречает гостей. Он не преминет воспользоваться любой создавшейся ситуацией, чтобы дать почувствовать новенькому свое расположение к нему: «Слышишь, это для тебя запел наш попугайчик Кеша!»

Мама в свою очередь должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.

Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять свое внимание. К тому в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение  к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного для ребенка является воспитатель.

На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша.

Ребенок начинает посещать группу по 2-3- часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых малыш может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться три месяца, а то и дольше.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским,  наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то скорее всего адаптационный период будет безболезненным и коротким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить малыша к детскому саду.

Подходит к концу ваш декретный отпуск. Подросший малыш скоро впервые переступит порог детского садика. «Будет ли ему там хорошо?» - тревожитесь вы. - Ведь он совсем домашний!»Предлагаю некую памятку д...

Как подготовить малыша к детскому саду.

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изм...

Как подготовить малыша к детскому саду.

Отдавая малыша в детский сад, родители всегда волнуются за него. Чтобы облегчить этот процесс можно воспользоваться рекомендациями специалистов....

Как подготовить малыша к детскому саду.

Материал для родителей детей раннего возраста, а так же воспитателей 1 младших  групп детского сада. В статье содержаться рекомендации по привыканию детей к детскому саду....

В первый раз в детский сад или как подготовить малыша к детскому саду

Цель консультации: Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка....

"Как подготовить малыша к детскому саду"

Рекомендации для родителей как подготовить малыша к детскому саду и ускорить процесс адаптации....

В Детский сад- без слез! Как подготовить малыша к детскому саду?

Адаптация ребенка к детскому саду – это волнительный момент, как для родителей, так и для самого малыша. Не все дети легко адаптируются к новым условиям. О том, как облегчить привыкание ребенка ...