Как готовить ребенка к школе. Практические рекомендации.
консультация (подготовительная группа) на тему

Пугачева Елена Витальевна

Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения. В статье представлен практический материал и рекомендации по подготовке детей к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как готовить ребенка к школе

       Вашему сыну или дочери исполнилось 6 лет. Семи лет ребенок поступает в 1 класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, Когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от семьи или детского сада к школе.

Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения.

1. Ребенок должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе ему будет трудно высидеть школьный урок. Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением.

2. В школе от каждого ученика потребуется умение, не перебивая, слушать чужую речь (объяснения учителя, ответы учащихся). Говорить на уроке ученик может, получив от учителя разрешение на это, или когда учитель обратиться к нему с вопросом. Ребенок, у которого не будет воспитана до школы твердая привычка, молча и внимательно выслушивать чужую речь, обыкновенно нарушает порядок в классе и своими репликами мешает другим. К тому же, если ученик разговаривает на уроке, отвлекается во время объяснения нового материала учителем, это обязательно отразится на уровне усвоения им учебного материала.

Поэтому надо обратить серьёзное внимание на создание привычки у ребенка, молча, не перебивая и не вмешиваясь, слушать чужую речь.

3. Для того, чтобы ребенок успешно овладел письмом, рисованием, необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кистей рук достигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки.

С помощью специальных упражнений надо стараться ускорить развитие мелкой мускулатуры рук. Некоторые упражнения:

1)для развития ручной ловкости:

— И.п.- руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Попеременно сжимать пальцы в кулаки (обе руки вместе и попеременно).

— Игра «Перегонки». (Два пальца каждой руки «перегоняют друг друга»).

— Игра «Сороконожка». (Все пальцы обгоняют друг друга).

— Игра «Друзья» (Пальцы встречаются, здороваются, расходятся).

2)упражнения с мячом – перекатывание, подбрасывание, перебрасывание, метание и др.

3)практическая направленность.

Пусть ребенок занимается систематически рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры (покажите, как это лучше сделать).

Не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы он правильно держал ручку, карандаш. Лучше, если карандаш Т или ТМ. Фломастерами в этот период лучше не пользоваться. Последите за позой ребенка во время рисования – спина должна быть прямая, ребенок не должен низко наклоняться над тетрадью.

Если вашему ребенку удобно держать карандаш в левой руке, и вы заметили, что рисунки, нарисованные левой рукой лучше, — не переучиваете его, не заставляйте рисовать правой. Пусть ваш ребенок делает так, как ему удобно. (Многие  знаменитые  люди  были  левшами).

4) Для укрепления мышц рук полезно лепить из пластилина, выкладывать мозаику, вырезать из бумаги, ткани, картона различные фигуры (Ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными тупыми концами). Если есть «Конструктор» — собирайте его вместе с ребенком.

5)Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вязать крючком, вышивать (под наблюдением родителей).

Пусть чаще тренируется застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, кнопки, завязывать шнурки, завинчивать и откручивать крышки пузырьков.

Все это развивает мелкие мышцы рук, моторику рук, ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма.

6)Можно включать в занятия рисование по точкам на клетчатой бумаге, штриховку различных фигур. Это поможет детям ориентироваться в тетради.

4. И, наконец, необходимо, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он умел четко выражать свои мысли и правильно произносить звуки. Ясная и выразительная речь ребенка является основой успешного обучения. В воспитании правильной речи большое значение имеет речь взрослых. При разговоре даже с самыми маленькими детьми старшие обязаны говорить правильно, называя все предметы и действия соответствующими словами, не коверкая их и не подделываясь под детский лепет.

Взрослые должны следить за правильностью речи ребенка. Если ребенок неправильно произнес слово, следует его поправить. Если у ребенка имеются дефекты произношения, следует заранее обратиться к логопеду. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно.

Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждаете с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном – этим вы развиваете еще и память. Пусть ребенок составляет рассказы по картинке, по серии картинок, пересказывает прочитанные вами рассказ, сказку, разучивает стихи, загадки.

5. Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучиться к самостоятельному чтению.

     Необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей 6-7 лет, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас.

    Многих из вас, вероятно, интересует вопрос: «Надо ли ребенка к школе научить читать?» Специально не надо, но если у вашего ребенка возникло желание научиться читать – помогите ему в этом. (Читающим детям будет легче учиться).

6.При подготовке к школе нельзя забывать и значение еще одной задачи: выработка у будущего школьника ряда простых и сложных привычек. Привычки вырабатываются при постоянном повторении в одних и тех же условиях, каких – то требований, на которые дети отвечают постоянным способом.

К простым привычкам, которые становятся потребностью человека, относятся:

- привычка здороваться или прощаться с людьми, с которыми постоянно видишься и общаешься;

- привычка благодарить за оказанную помощь или услугу;

- привычка вежливого обращения с другими, использование слова «пожалуйста».

Но и в школе и в жизни человеку нужны и более сложные привычки:

- ответственность при выполнении порученного дела;

- дисциплинированность в поведении;

- внимательное отношение к людям.

Все привычки ложатся в основу формирующегося характера человека.

7. Немаловажную роль играет воспитание тишины. Задумайтесь над этим сочетанием. Много ли делаем, чтобы нас везде сопровождала тишина? Умеют ли дети тихо разговаривать, тихо слушать друг друга? Присмотритесь вокруг. Вот идет взрослый с ребенком. Их разговор можно слышать за версту. Ребенок говорит громко, а взрослые ему не сделают замечание. Дома тоже разговаривают на повышенных тонах. Поэтому и дети между собой говорят очень громко, стараются перекричать друг друга, не слушая собеседника. Поэтому мы и слышим такой шум в раздевалке, классе, на переменах, дома.

8. Хотелось особо подчеркнуть роль, которую играет то, с каким настроением ваши дети пойдут в школу. Не надо ребенка пугать школой, учителями. У ребенка должен быть интерес к школе, к учебным заданиям. Не секрет, что в основном это зависит только от родителей. Наша задача – не дать угаснуть этому интересу во время обучения, а ваша сформировать его сейчас. Постарайтесь в доступной форме объяснить ребенку, для чего надо учиться и учиться хорошо. Это не значит внушать ребенку, что он будет отличником, что он самый умный, все знает. Учиться хорошо может каждый ребенок, ведь хорошо учиться легче, как это не парадоксально на первый взгляд. Важно, чтобы не отбить у ребенка интереса к учебе, помочь переступить трудный барьер в учебном труде. Пусть сначала что-то не получится, поддержите его, помогите ему, подскажите — и получится обязательно. Только старанием можно добиться хороших результатов.

9. Впереди у вас лето. Постарайтесь, чтобы ребенок хорошо отдохнул, набрался сил. Хорошо, если ваш ребенок выполняет режим дня (собранному ребенку легче втянуться в новый для него ритм ученической жизни).

Что приготовить к школе:

Родители должны оборудовать рабочее место для занятий будущего первоклассника. Лучше, если это будет парта, соответствующая росту ребенка. Поверьте, как ребенок сидит за ней: спина должна быть прямая, локти лежат на столе, ноги на полу или подставке. Рабочее место должно быть хорошо освещено (с левой или правой стороны (для левшей)).

Надо купить:

- школьная форма, сменная обувь;

- спортивная форма (летняя и зимняя), спортивная обувь;

- ранец (лучше ранец  ортопедический);

- тетради (в клетку больше, в узкую линейку – 5-6шт.), дневник;

- обложки для тетрадей, книг;

- альбомы (2-3шт.) (для рисования и для труда);

- картон;

- цветная бумага;

- клей ПВА;

- кисточки для рисования (беличьи) и клея;

- краски акварельные;

- пластилин, дощечку для лепки, стек;

- ручки цветные (син., красн.,зел.);

- цветные карандаши;

- линейку, треугольник;

- ластик;

- пенал;

- ножницы (с закругленными концами);

- касса букв, слогов, веер;

- счетный материал по математике.

Режим дня в семье

     Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность, и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

      Уделяйте внимание организации сбалансированного питания, давайте детям больше фруктов, соков, соблюдайте режим питания.

    Проводите мероприятия по профилактике миопии, плоскостопия, сколиоза.

    Не забывайте: максимально длительное пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья.

      Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, подшучивать над ним.

     Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия - они, как правило, отнимаю слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда - это физическое закаливание, зарядка, в выходной день - лыжи, коньки, прогулки вместе с родителями,

     Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут - это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

     Школьная готовность - это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полу осознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой - не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

       Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные «почивать на лаврах». При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех «рецептов» нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: «Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь». Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка, и в любом случае не было обидным.

      Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребёнка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

     Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».

Мудрые советы:

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

 Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Психологическая и социальная готовность к школе

1.Желание учиться в школе (соответствующий уровень здесь и далее обводится кружочком):

а) ребенок хочет идти в школу;

б) особого желания идти в школу пока нет;

в) идти в школу не хочет.

2.Учебная мотивация:

а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

б) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения, (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т. д.);

в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

3.Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

4.Организованность поведения:

а) поведение организованное;

б) поведение недостаточно организованное;

в) поведение неорганизованное.

5.Общая оценка уровня психологической и социальной готовности школе:

а) выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);

б) ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);

в) низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

Мудрые советы.

-  Чаще говорите при ребенке, что будущая учеба в школе –

прекрасная возможность быть и считаться взрослым.

- Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишками.

- Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

- Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.

- Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

- Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

- Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.

- Лепите из пластилина - это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

- Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).

- Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

- Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

- Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци...

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

как готовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе, как ему помочь? Советы родителям...

Нужно ли готовить ребенка к школе!

Нужно ли готовить ребенка к школе...

Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»

Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до пос...

Готов ли ребенок к школе? Практический опросник для воспитателей и родителей

С помощью опросника можно нацеленно собирать и обобщать наблюдения за ребенком и примерно оценить, насколько он готов к школе, в чем его сильные стороны, где ему необходимы специальная поддержка и упр...

Методические рекомендации.Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей.

Сезон подготовки ребят к школе в самом разгаре. А многие родители заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей задолго до школы. В настоящее время наблюдается тенденция учить детей читать и ...