« Влияние родительских установок на развитие детей » .
статья (средняя группа) по теме

Григорьева Людмила Васильевна

Влияние родительских установок на развитие детей.

 

     Родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди .Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух  составных: осознаваемое и несознаваемое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_roditelskih_ustanovok_na_razvitie_detey_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Влияние родительских установок на развитие детей » .

Подготовила: педагог Григорьева Л.В.

Влияние родительских установок на развитие детей.

     Родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди .Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух  составных: осознаваемое и несознаваемое.

  В неосознаваемой сфере очень важное  значение имеет  отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль как в эмоциональном ,так и в личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Авторитет, особенно на самых ранних этапах  развития ребенка как личности непререкаем и абсолютен. Вера в  правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…"

  В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен осознанно руководить  мотивами и желаниями. Родители должны осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь более простой и эмоционально ограниченной.

  Наши установки детям возникают повседневно. Одни случайны,  другие принципиальны ,некоторые постоянны и сильны ,они формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в определенный момент жизни, она  воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контр.установка , причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контр.установка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если у ребёнка будет действительно получаться (рисование, лепка, пение и т.д.).

  Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым  смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

  Я  приведу  таблицу наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Нужно обратить внимание на те последствия, которые они могут иметь для  ребенка как личность , и научиться выдвигать контр.установки . Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими для вас на вашем жизненном пути?

   Проанализируйте, какие вы даете, оценки и установки в поступках своим детям. Сделайте так , чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, чтобы в ребёнке проявлялась вера в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

         Если ваши установки подобные словам: "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…","Горе ты моё!", "Плакса-Вакса, нытик, пискля!", "Вот дурашка , всё готов раздать…","Не твоего ума дело!", Ты совсем, как твой папа (мама)…", "Ничего не умеешь делать, неумейка!", "Не кричи так, оглохнешь!", "Неряха , грязнуля !", "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!", "Уйди с глаз моих, встань в угол!", "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!";

то подумайте о последствиях; Замкнутость,  угодливость,  подчиняемость ,чувство вины, низкая самооценка, конфликты с родителями ,сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность,  страхи ,

жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм ,низкая самооценка, отсутствие своего мнения, робость , трудности в общении с родителями, упрямство, повторение поведения родителя ,скрытая агрессивность, болезни горла и ушей, конфликтность ,чувство вины, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности ,агрессивность, сложности в общении, ощущение вседозволенности.

     А если ваши установки такие как: "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!","Счастье ты моё, радость моя!", «Молодец, что делишься с другими!", "А ты как думаешь?".«Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас  умница!", "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!",

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!", "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!", "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!",

"Как ты мне нравишься!", "Смелее, ты всё можешь сам!", "Давай, я тебе помогу!", "Держи себя в руках, уважай людей!", то они не несут отрицательных результатов.

        Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контр.установки , это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное  благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощен. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие детей

Родители - это гиды на пути познания детей, им принадлежит львиная доля в воспитании......

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Памятка для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Консультация "Влияние родительских установок на развитие детей"

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В консультации представлена таблица часто встречающихся негативных родительских ус...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...