Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики (старшая группа)
консультация (старшая группа) по теме

Тарабанова Мария Сергеевна

 Выполнение  пальчиками различных упражнений хорошо развивает мелкую моторику рук,  которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а так же подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти рук приобретают хорошую подвижность и  гибкость, исчезает скованность движений.выполнение пальчиками различных упражнений стимулирует развитие мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти рук приобретают силу, подвижность, гибкость, координированность, выносливость, исчезает скованность движений. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают  благотворное влияние на общее развитие ребенка, развивают самостоятельность и уверенность в себе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики» (старшая группа)

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Наиболее доступное средство развития мелкой моторики – пальчиковая игра.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест, являясь основным видом деятельности, формой организации жизни, средством всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности.

Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев рук с небольшими ритмическими строками, инсценирующие истории, сказки.

Использование при проведении пальчиковой игры наглядного, словесного и практического методов даёт положительный результат:

  • улучшается качество речи детей;
  • развивается мелкая моторика рук детей;
  • развиваются такие познавательные процессы как мышление, память, внимание;
  • развивается эмоциональная сфера детей.

Разнообразное использование пальчиковых игр  - одно из важных средств развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Пальчик-мальчик
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем — В лес ходил.
С этим братцем —
Щи варил.
С этим братцем —
Кашу ел.
С этим братцем —
Песни пел!
(Народная песенка)


Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца

Ладонь-кулак
— Хочешь? Тоже делай так:
То — ладонь, а то — кулак.
Руки положить на стол:
а) ладони прижать к столу;
б) одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»);
в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).
Для усложнения — увеличить темп движения.

Замок

На двери висит замок.  

Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали

Мы замочек повертели

Мы замочек покрутили...  

И открыли!  

Соедините пальцы рук в «замок»

Постучите по столу сомкнутыми в замок руками

Круговые движения сомкнутыми руками

Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны

Расцепите пальцы

 

Апельсин

Мы делили апельсин,  

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа

Эта долька для стрижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка... кожура

Он сердит на нас, беда!  

Разбегайтесь кто куда

Сложите ладони «чашечкой»

Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке

Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец

Разогните указательный палец

Разогните средний палец

Разогните безымянный палец

Разогните мизинец

Разведите руки в стороны

Погрозите пальцем

Сымитируйте бег пальцами по столу

Весна

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из-под старой травки

Уже глядит цветок…

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна,

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна

Пальцы сложить щепоткой «клювики», качать ими

Ладони сомкнуты «ковшом». Поднимать руки вверх, раскрывая ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены

Выполнять волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз)

Пальцы рук прижаты друг к другу (бутон). Ладони раскрываются, боковые стороны рук остаются сомкнутыми, пальцы раскрыты (чашечка цветка)

Локти опущены вниз, пальцы сжаты в кулак. Постепенно пальцы разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика)

Качать кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю

смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)

Хлопок ладонями по коленям/столу

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками

Действия аналогичны первоначальным



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...