Консультация для родителей: «Детское экспериментирование»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
консультация для родителей по опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Детское экспериментирование»
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!
- Откуда берется снег?
- Почему в дырках ничего нет?
- Почему птица летает, а змея ползает?
- Откуда приходит дождь?
Эти вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными. Часто бывает так, что они противоречивы. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями, сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей. Для проведения опытов можно оформить карточки-схемы с описанием хода проведения эксперимента.
Желательно разместить в уголке на видном месте правила работы с материалами, где используются условные обозначения, разрешающе и запрещающие знаки.
Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты:
- Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. (Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером)
- Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. (Вывод: пустая бутылка оказывается не путая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости)
3. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? (Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки)
4. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. (Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием)
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы Злобина В. А. Участники проекта: дети и родители подготовительной группы «Радуга», музыкальный руководитель. Продолжительность проекта: С 15 декабря по 26 декабря
По доминирующей в проекте деятельности: творческий. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой, подгруппой. По времени проведения: краткосрочный (2 недели) По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ. По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата. паспорт проекта тип проекта
Актуальность проекта. Актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
задачи проекта: Приобщение к традициям новогоднего праздника. Развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу. Развитие речевых навыков детей, обогащение и активизация словарного запаса. Приобщение детей к поисковой деятельности – поиск ответов на поставленные в ходе проекта вопросы и представление их в группе: краткие сообщения, рисунки и т.д. Развитие творческих способностей детей. Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. Цель проекта: Создать атмосферу добра, радости и загадочности в предверии Нового года, развивать эмоциональную отзывчивость детей, повышать творческую активность и сплочённость воспитателей, детей и родителей.
Предполагаемый результат. Для детей : развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории возникновения Новогоднего праздника и новогодних подарков; самореализация, создание праздничного настроения. Для педагога: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; сплочение коллектива детей и родителей через совместную деятельность; самореализация.
Формы реализации проекта: НОД. Беседы. Наблюдения. Досуговая деятельность. Игровая деятельность. Исследовательская деятельность. Продуктивная деятельность детей. Чтение художественной литературы.
Подготовительный этап: * Постановка цели, задач. * Изучение методической литературы. * Разработка проекта. * Подбор пособий для работы с детьми. * Выбор форм работы с родителями. * Выбор основных мероприятий. * Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. * Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Основной этап: * НОД : Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница – зима». Занятие по экспериментированию «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег да снег» * Беседы, диалоги: «Вот и наступила зима», «Зимние развлечения», «Кто рисует узоры на стекле? », «Зимующие птицы», «Встречаем Новый год» (традиции) , «Осторожно, зимние травмы!» * Рассматривание и сравнивание иллюстраций и картин : И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Саврасов «Зима». * Знакомство с худ. литературой по теме : стихотворение С. Есенина «Зима»; И. Сурикова «Зима»; А.С. Пушкина «Зимнее утро», Рассказ В. Архангельский «Летят снежные крупинки» , Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр . Гримм «Госпожа Метелица»- творческие беседы: «Мои любимые сказки о Зиме», «Дом в котором мы живем». * Составление описательного рассказа «Зимушка-зима». * Разучивание стихов , чистоговорок, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о зиме. * Дидактические игры : «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах ), «Кто как кричит? », «Назови ласково», «Чьи детки? », «Какой, какая, какое…?», « Чей костюм? »
* Хороводные и подвижные игры: «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры», «Два мороза», «Слепи снежок», «Быстрее мороза», «Берегись - заморожу», «Зайка беленький сидит», «Парное катание», «Санный поезд», «Белые медведи», «Снайперы». *Зимние забавы на улице. * Сюжетно – ролевые игры: «Мы – гримёры», «Магазин новогодних масок», «Магазин новогодних подарков». * Прослушивание и разучивание музыкальных композиций к новогоднему празднику. * Просмотр мультфильмов про Новый год и зиму. *Целевые прогулки – наблюдение ( за ветром, за позёмкой, за небом, за тучами, за снегом ). *Труд и безопасность на улице - Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега. Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть», «Зимняя одежда» и т.д. * Художественное творчество: Рисование – Создание образа королевы по сказке «Снежная королева». «Весёлая снежинка». «Зимний лес». «Ёлочка – красавица». Лепка – «Снеговик» . Аппликация – «Встреча зимы». Ручной труд - «Новогодняя открытка». «Ёлочка пожеланий» (из ладошек). Вырезание снежинок из бумаги. * Участие в городской библиотеке в конкурсе поделок новогодней игрушки. * Участие в конкурсе детского творчества «Новогодняя игрушка» (на городскую ёлку.)
Заключительный этап: * Обработка результатов по реализации проекта. *Выставка поделок «Снеговик». *Выставка книг о зиме. *Выставка рисунков «Зимний лес», «Снежинок», «Ёлочек», аппликаций «Встреча зимы» и ручного труда «Ёлочка желаний» и поздравительных открыток. *Новогодний праздник «Путешествие к Деду Морозу».
Работа с родителями: Изготовление снеговиков (поделок) «Верный помощник Деда Мороза». Изготовление поделок на выставку в библиотеку «Новогоднее конфетти». Изготовление поделок на конкурс детского творчества «Новогодняя игрушка» (на городскую ёлку). Изготовление поделок на выставку детского сада «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» Оформление прогулочного участка на улице. Оформление папки-передвижки для родителей «Как празднуют Новый год», « Прогулки зимой». Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей». Анкетирование родителей « В ожидании Нового года». Шитьё новогодних костюмов к празднику.
Подведение итогов: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «как приятно сделать дорогим людям подарок», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. Расширились знания детей о зимних явлениях природы, зимних месяцев о празднике «Новый год». Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Все с удовольствием приняли участие в Новогоднем празднике.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница – зима». НОД по экспериментированию «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег да снег»
Проводили беседы, диалоги: «Вот и наступила зима», «Зимние развлечения», «Кто рисует узоры на стекле? », «Зимующие птицы», «Встречаем Новый год» (традиции) , «Осторожно, зимние травмы!»
Составляли описательный рассказ «Зимушка-зима». Смотрели мультфильмы про Новый год и зиму.
Играли в дидактические игры
Зимние забавы на улице. Играли в хороводные и подвижные игры.
Играли в сюжетно – ролевые игры: «Мы – гримёры», «Магазин новогодних масок»
Работали на участке, кормили птиц.
Вот что рисовали: Создание образа королевы по сказке «Снежная королева». «Весёлая снежинка». «Зимний лес». «Ёлочка – красавица».
Лепка - «Снеговик» . Аппликация – «Встреча зимы».
Делали новогоднюю открытку, «Ёлочку желаний», вырезали снежинки из бумаги.
Работа с родителями Выставка книг о зиме . Выставка снеговиков.
выставка поделок для детского сада «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» выставка поделок в библиотеку «Новогоднее конфетти».
Изготовление поделок на конкурс детского творчества «Новогодняя игрушка» (на городскую ёлку).
Работа родителей на участке нашей группы.
Оформлены информационные папки-передвижки для родителей
Новогодний праздник «Путешествие к Деду Морозу».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Значение детского экспериментирования Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности
Цель экспериментально - исследовательской деятельности - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Структура детского экспериментирования Задачи экспериментальной деятельности: 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы; развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды); развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов); развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха; развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете). 2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло); 3. Развитие умственных способностей: развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение формирование способов познания путём сенсорного анализа; 4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности , самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Содержание : информация о явлениях и объектах, предметах; Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»; Средства : язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Структура детского экспериментирования
Последовательность детского экспериментирования Целеполагание Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Проверка предположения Если предположение подтвердилось : формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось : возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование выводов (как получилось)
Содержание уголков экспериментальной деятельности Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты Дидактический компонент Познавательные книги, атласы, Тематические альбомы, Серии картин с изображением природных сообществ, Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов Компонент оборудования приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен. Песочные, механические часы, компас, магниты; портновский метр, линейки, треугольник т.д. Компонент стимулирующий - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; Сита, воронки разного размера и материала; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски ); - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
Младший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, лета, осени), "Ткани". - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; - персонажи, наделённые определенными чертами («Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудование Компонент стимулирующий - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, лета, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например, «Камни", Чудеса из стекла" и др.) - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), - семена бобов, фасоли, гороха, - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделённые определенными чертами («Незнайка"), от имени которых моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природы; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции; - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня" - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; - сито, воронки; - половинки мыльниц, формы для льда; -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделённые определенными чертами («Почемучка"), от имени которых моделируется проблемная ситуация
правила поведения в уголке экспериментирования
Методическое обеспечение
Первый этап или знакомство детей с экспериментированием В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Организовывали работу таким образом, чтобы дети могли повторять опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
При организации работы по экспериментированию использую различные формы: - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок с природными явлениями, - развлечение, опыты, -дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по запаху», «Угадай что звучит», «Угадай на вкус», «Выложи картинку», «Ловись рыбка »и т. д. проблемные ситуации, беседы. Приёмы руководства опытами и экспериментами: - работа руками детей при помощи воспитателя, -совместная работа воспитателя и детей, -помощь воспитателя детям.
Знакомство с экспериментированием Свою работу я начала с игр-экспериментов с водой, согласно плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой. В совместной деятельности дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода может быть теплой си холодной : дидактические игры «Водяная мельница», «Холодно-тепло» с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Тема: «Вода »
Тема: «Песок » Знакомясь с данной темой мы с детьми проводили различные эксперименты с песком. В процессе организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой песок – рассыпается и угощение не получается. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки с более отчётливыми очертаниями. При очередном проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый песок – остаётся в ситечке. Помимо этого мы с детьми проводили опыт с песком, на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Тема: «Воздух » В ходе игры-эксперимента «Буря в стакане» малышам было предложено вдохнуть ртом воздух и выдохнуть его через соломинку в стакан с водой. Дети увидели, что появляются пузыри, они были в восторге, так мои малыши узнали, что это выходит воздух мы им дышим. Дала понятие о том, что нас окружает воздух, он невидимый. Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве помогла дидактическая игра «Поймаем воздух». Дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не видим, но он есть, т. к. их пакеты стали объёмными, но по-прежнему прозрачными. В ходе организованной совместной деятельности был проведён опыт «Лодочка плыви». Детям было предложено подуть на лодочки, при этом лодочки стали передвигаться, так дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Тема: «Солнце » Помогли деткам понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научили пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?» Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
«Вода» «Песок» «Воздух»
«Ткань» «Почва» «Камни» «Зеркала»
«Бумага» «Кинетический песок»
«Дерева» «Металла» «Стекла» Свойства: «Глины» «Пластмассы» «Магнита»
«Растения» «Снег и лёд» «Тень»
Познакомились: «С микроскопом и лупой» «С часами» «С электричеством»
«С измерительными приборами: весы, термометр, линейка, компас»
«Обогащаем знания о пустыне» «Знакомим с историей денег»
«Со свойствами звука» «С понятием объём» «Умение смешивать краски»
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе и участие в тематических проектах нашей группы. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Работа с родителями
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: Познавательно – исследовательский Творческий групповой краткосрочный
Замысел Почему мы с детьми выбрали эту тему? Каждый из нас в своей жизни пускал мыльные пузыри. Дети тоже очень любят это занятие. И нам стало интересно: Что такое мыльный пузырь? Как он образуется? Какие пузыри бывают? Какие эксперименты можно делать с мыльными пузырями? Что мы хотим узнать? Как делают мыльные пузыри? Мыло всегда твёрдое? Почему пузыри так быстро лопаются?
Актуальность проекта: Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей второй младшей группы.
Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи проекта: Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора. Развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей. Развитие тактильных ощущений, осязательных чувств, воображения и фантазии, эмоционального восприятия, наблюдательности, навыков экспериментальной деятельности.
Этапы проведения проекта: I. Подготовительный этап: 1. Разработка плана проекта. 2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы. 3. Подборка рассказов, сказок, стихов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с мыльной пеной». 4. Создание лэпбука «Эти удивительные пузыри». Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов. 5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей 6. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. 7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования. 8. Помощь родителей в оформлении мини-музея мыла «Мойдодыр».
Этапы проведения проекта: 2. Основной этап: 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Мыльные пузыри», «Мыло». Рассматривание репродукций картин : "Мыльные пузыри" Джона Эверетта Миллеса. П. Н. Лагутин «Мыльные пузыри». 2. Прослушивание песни «Мыльные пузыри» композитор Сергей Ермашкевич, «Барбарики»песня «Мыльные пузыри», Кукутики - видео песня «Мыльные пузыри» 3. Просмотр мультфильма «Большая стирка», «Волшебные мыльные пузыри», «Мыльные пузырьки», «Свинка Пеппа . Мыльные пузыри». «Мыло и мыльные пузыри». «Мусти-мыльные пузыри», Фиксики «Мыльные пузыри». 4.Чтение художественной литературы про мыльные пузыри: Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри! », Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»; К.И.Чуковский "Мойдодыр», « Федорино горе» пословиц и поговорок, загадывание загадок.
5.Проведение игр-опытов: «Знакомство с пеной», «Делаем мыльные пузыри», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны». 6.Пальчиковая гимнастика: «Моем руки», «Мышка мылом мыла лапку». 7. Подвижные игры: «Раздувайся пузырь», «Мыльные пузыри». 8. Раскрашивание раскрасок «Мыльные пузыри» 9. Дыхательная гимнастика: «Надувание мыльных пузырей» 10.Лепка «Мыльные пузыри для Бори» 11.Рисование «Мыльные узоры» 12.Аппликация «Мыльные пузыри» 13.Непосредственно образовательная деятельность «Из чего делаются мыльные пузыри?» Этапы проведения проекта: 2. Основной этап:
Этапы проведения проекта: 3. Заключительный этап: Выводы Создание презентации проекта «Тайна мыльных пузырей» 3. Оформление мини-музея разного мыла «Мойдодыр». 4. Создание лепбука «Эти удивительные пузыри» 5. Развлечение «Шоу мыльных пузырей»
НОД Тема: «Из чего делаются мыльные пузыри»
Экспериментальная деятельность Опыт № 1 «Знакомство с пеной»
Опыт № 2 «Мыльные пузыри»
Опыт № 3 «Купаем куклу Дашу»
Опыт № 4 «Стираем платочки»
Опыт № 5 «Рисуем пеной по зеркалу»
Опыт № 6 «Разложи пену по формочкам»
Опыт № 7 «Пенящие волны»
Опыт № 8 « Ах, какие пузыри! »
Практическая часть Рассматривали иллюстрации Прослушивали песни Раскрашивали раскраски
Смотрели мультфильмы
Пальчиковая гимнастика и подвижные игры
Лепка «Мыльные пузыри для Бори»
Рисование «Мыльные узоры»
Аппликация «Мыльные пузыри»
Развлечение «Шоу мыльных пузырей»
Работа с родителями Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Помощь родителей в оформлении мини-музея разного мыла «Мойдодыр».
Создание лепбука «Эти удивительные пузыри»
Реализация проекта Вот и прошла неделя "Опыты. Экспериментирование". Было весело и интересно, с опытами и мыльными пузырями. Как сделать обычный день незабываемым и рассказать о самом обычном и известном по-новому. Что мы знаем о МЫЛЕ ? Бывает разным Его продают в магазине Твёрдое Жидкое * Когда попадает в глаза - щиплет
Оно скользкое * Оно может делать пузыри
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники проекта : дети и родители подготовительной группы «Радуга» Руководитель-воспитатель Злобина Валерия Алексеевна Паспорт проекта Информационный, творческий, групповой, краткосрочный (2 недели со 2 по 13 марта), в рамках ДОУ.
Эпиграф «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Сделаю – и я пойму!» Восточная мудрость
Замысел Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, но мало о ней знаем.
Актуальность: Дети дошкольного возраста очень любопытны и они настроены на познание окружающего мира. Данный проект создан для знакомства с солью и его свойствами. Цель проекта: Формирование представлений детей о соли. Изучение её свойств.
Задачи: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. 2. Уточнять и закреплять знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. 3. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность. 4.Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы. 5. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 6. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 7. Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. 8. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное внимание, развивать речевой слух, слуховое внимание, развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать мелкую и общую моторику. 9. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Этапы проекта Вводный этап: 1. Подбор познавательной, научной и методической литературы. 2.Взаимодействие с родителями, создание папок-передвижек.
Основной этап: 1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?» 2. Познакомить с художественными произведениями, где речь идёт о соли. 3. Опытно-экспериментальная деятельность «Государыня соль». 4. Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. 5. Творческая мастерская. Лепим из солёного теста. 6. Творческая мастерская. Декорируем баночки разноцветной солью. 7. Знакомиться с пословицами и поговорками про соль. 8. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли»
Заключительный этап: 1. Выводы 2. Создание презентации проекта «Государыня соль»
Теоретическая часть проекта Пословицы и поговорки о соли: Без денег торговать, как без соли хлебать. Без соли и стол кривой Без соли и хлеб не естся Без соли не вкусно, без хлеба не сытно Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без соли, без хлеба — худа беседа Хлеб да соль и обед пошел. Хлеб-соль — заемное дело. Хлеб-соль ешь, а правду режь Хлеб-соль и во сне хорошо Хлеб-соль кушал, а нас не послушал Хлеб-соль разбойника побеждает Хоть бы песок, лишь бы солил
Теоретическая часть проекта Художественные произведения: В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра. Принцесса из французской народной сказки сказала своему отцу: «Я люблю тебя, как соль». Король разгневался на такое неуважение и изгнал дочь из королевства. И лишь потом, оставшись без соли, он сумел осознать её истинную ценность, а заодно и глубину дочерней любви.
Практическая часть проекта Опыт 1 «Соль растворяется в воде» Взяли прозрачный стакан с водой. Поместили соль в воду. Наблюдали как соль растворяется в воде. Вывод: Взаимодействуя с водой соль растворяется.
Практическая часть проекта Опыт 2. «Соль в горячей и холодной воде» Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовые ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее. Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Практическая часть проекта Опыт 3. «Плавающее яйцо» Для эксперимента взяли 2 сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе яйцо – оно не утонуло. Смешали солёный раствор и простую воду – яйцо оказалось где-то посередине банки. Вывод: Солённая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Практическая часть проекта Опыт 4. «Хрустящая соль» В тарелочку насыпали соль и нажимали на неё сухой ложечкой, при этом был слышен хруст, словно шагаем по снегу. Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. При нажатии на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Практическая часть проекта Опыт 5. Выращивание кристаллов В баночку с тёплой кипячёной водой, насыпали соль и поместили в баночку веточку ели. Через день на веточке образовался белый кристаллический налёт, как иней. Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.
Практическая часть проекта Лепка из солёного теста
Практическая часть проекта Рисование техникой «Акварель+соль»
Практическая часть проекта Декорируем баночки разноцветной солью.
Опытно-экспериментальная деятельность «Государыня соль»
Вывод: В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная, каменная, йодированная, морская соль и соль лизунец. Как соль добывается. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»
Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»...
консультация для родителей "Детское экспериментирование а домашних условиях.
консультация для родителей...
консультация для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях.
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Детское экспериментирование"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....
консультация для родителей "Детское экспериментирование дома"
Консультация для родителей о значении исследовательской деятельности для развития ребенка. Советы по проведению опытов в домашних условиях....
Консультация для родителей: Детское экспериментирование возраста "почемучек"
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетическ...
Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"
Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"...