О чём разговаривают дошкольники.
консультация на тему

Новожилова Елена Андреевна

         Попробуем заглянуть в группу детского сада и прислушаться к разговору ребят, когда они предоставлены сами себе. На первый взгляд дети просто играют — кормят кукол, строят что-то из ку­биков и как бы между делом разговаривают:

         — Я домик для собачки строю.

         — А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...

         — А у меня вон какой домик вышел, смотри!

         — Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!

         Вроде бы разговор идет об игре, о действиях с игрушками. Но в каждой фразе присутствуют «я» и «ты», «твой» и «мой», при­чем главное в каждой фразе не то, что это домик или собачка, а то, что это «мой» домик или «моя» собачка.

         Наблюдения за общением дошкольников показали, что чаще всего высказывания так или иначе связаны с собственным «я» ребенка. Однако это «я» проявляется по-разному в зависимости от возраста. Для младших дошкольников (3—4 года) «я» — это прежде всего то, что у меня есть, или то, что я вижу:

         — Это моя кукла.

         — У меня сегодня новые тапочки.

         — Смотри, какие у меня кубики интересные!

         Это стремление привлечь внимание сверстников с помощью своих предметов, поделиться впечатлениями характерно для до­школьников в целом, но в младшем возрасте оно занимает особое место.

         Дети постарше все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать:

         — А я у себя порядок навожу.

         — Я буквы умею писать!

         — Вот что я сам сделал!

         Теперь главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него это получа­ется. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример:

         — Вот смотри, как надо строить!

         — Надо куклу одевать вот так, как я.

         Гордость за собственные достижения, стремление продемон­стрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка около 5 лет, когда у него формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям и воз­можностям приобретает особое значение.

         В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ре­бенка о себе значительно расширяется. По-прежнему встречаются сообщения о своих предметах и действиях, но значительно большее место занимают рассказы о себе, не связанные с тем, что ребенок делает в настоящий момент. Дошкольники рассказывают о том, где были, что видели, делятся планами на будущее:

         — Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.

         — Я мультик смотрел про кота Матроскина.

         — Я летом в деревню поеду.

         — Вырасту — буду солдатом или полицейским.

         — Я люблю про машины книжки читать.

         Таким образом, на протяжении дошкольного возраста сообще­ния ребенка о себе изменяются от «это мое», «смотри, как я делаю» до «кем я буду, когда вырасту» и «что я люблю».

         Однако общение дошкольников не ограничивается одним толь­ко обменом информации о себе. Их разговоры касаются самых разных тем и предметов. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом сообщениями, не связанными с конкретными дей­ствиями и данной ситуацией. У малышей такие сообщения отры­вочные, короткие и тесно переплетены с практическими дейст­виями. Например, Серёжа возит машину по полу и, обгоняя Ми­шу, говорит: «У меня «Волга», она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она «Пятёрку» запросто обгонит...»

         Старшие дошкольники довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, их высказывания достаточно ярко отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дошкольники обсуж­дают самые разные проблемы: «Что такое каратэ?», «Чем клеят обои?», «Чем костюм космонавта отличается от водолазного?», «Почему редиску в суп не кладут?», «Какие джинсы самые модные?» и т. д. Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма отдаленный интерес. Тем не менее они активно обсуждаются детьми, причем с возрастом такие познавательные беседы зани­мают все большее место в их общении.

         Очевидно, что подобные темы для разговора и рассуждения дети перенимают от взрослых: они произносят слова и фразы, хотя не всегда понимают их смысл. Дошкольники никогда не оста­ются безразличными к тому, о чем говорят взрослые. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей. Особенно заметно влияние взрослых при разного рода суждениях и оценках, которые дошкольники адресуют своим сверстникам:

         — Играть надо честно. Обманывать нельзя.

         — Ты  непослушный  озорник.  Расскажи  о своем  поведении маме, и она тебя накажет.

         — Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится.

         Так «учат» дети своих друзей, повторяя слова взрослых, ад­ресованные им самим.

         Таким образом, общаясь со взрослыми, ребенок учится вы­ходить за пределы конкретной ситуации, знакомится с окружаю­щим миром. Но все эти суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками приобретают специфическую роль — утверждение собственного авторитета, демонстрация сво­их познаний. Гораздо интереснее сообщать новые знания и мо­ральные сентенции самому, чем выслушивать их от своего прия­теля.

         Получается, что по своей роли в общении познавательные высказывания детей стоят в одном ряду с сообщениями детей о себе: у меня есть, я умею, я знаю. Все эти высказывания объеди­няет то, что в центре их стоит «я» ребенка (даже если само местои­мение «я» отсутствует); их цель — продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Все это свидетельствует о том, что ребенку очень важна оценка сверстника, его одобре­ние и даже восхищение.

         А как же сам ребенок относится к своему сверстнику? Что он говорит о нем?

         Оказывается, в живом непосредственном общении дети доста­точно часто дают оценку друг другу и даже выделяют некоторые качества сверстников. Число высказываний о друге значительно увеличивается от 3 до 6 лет.

         Ребенок 3—4 лет воспринимает сверстника в основном как объект для сравнения с собой и оценки, которая выражается достаточно категорично и однозначно:

         — Жадина ты какая-то!

         — До чего же ты глупый, ничего не понимаешь!

         — Все ты неправильно делаешь, ничего не умеешь!

         Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на ос­новании сиюминутных, чисто ситуативных проявлений:  не дает игрушку — значит, жадина, делает не так, как мне хочется,— значит, неправильно. И о своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает сверстнику. Оценки маленьких детей, как правило, бывают слишком субъективны. Они сводятся к противо­поставлению «я» и «ты», где «я» заведомо лучше, чем «ты».

         Но после 4 лет в разговорах детей все чаще появляются вы­сказывания, в которых «я» и «ты» как бы сливаются в общее «мы».

         — Смотри, что у нас получилось!

         — Давай вместе в дочки-матери играть!

         — Это у нас будет стол...

         — Помнишь, мы эту песню пели...

         У детей уже есть общее дело, которое увлекает и которое хо­чется довести до конца вместе. Теперь уже не столь важно, какой я и какой ты, главное — у нас получилась интересная игра. Этот поворот от «я» к «мы», от наивного детского «Смотри, какой  хороший» к попыткам объединиться («Давай вместе») происходит в игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_publikatsii.doc84.1 КБ

Предварительный просмотр:

О чём разговаривают дошкольники.

        Попробуем заглянуть в группу детского сада и прислушаться к разговору ребят, когда они предоставлены сами себе. На первый взгляд дети просто играют — кормят кукол, строят что-то из ку биков и как бы между делом разговаривают:

        — Я домик для собачки строю.

        — А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...

        — А у меня вон какой домик вышел, смотри!

        — Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!

        Вроде бы разговор идет об игре, о действиях с игрушками. Но в каждой фразе присутствуют «я» и «ты», «твой» и «мой», при чем главное в каждой фразе не то, что это домик или собачка, а то, что это «мой» домик или «моя» собачка.

        Наблюдения за общением дошкольников показали, что чаще всего высказывания так или иначе связаны с собственным «я» ребенка. Однако это «я» проявляется по-разному в зависимости от возраста. Для младших дошкольников (3—4 года) «я» — это прежде всего то, что у меня есть, или то, что я вижу:

        — Это моя кукла.

        — У меня сегодня новые тапочки.

        — Смотри, какие у меня кубики интересные!

        Это стремление привлечь внимание сверстников с помощью своих предметов, поделиться впечатлениями характерно для до школьников в целом, но в младшем возрасте оно занимает особое место.

        Дети постарше все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать:

        — А я у себя порядок навожу.

        — Я буквы умею писать!

        — Вот что я сам сделал!

        Теперь главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него это получа ется. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример:

        — Вот смотри, как надо строить!

        — Надо куклу одевать вот так, как я.

        Гордость за собственные достижения, стремление продемон стрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка около 5 лет, когда у него формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям и воз можностям приобретает особое значение.

        В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ре бенка о себе значительно расширяется. По-прежнему встречаются сообщения о своих предметах и действиях, но значительно большее место занимают рассказы о себе, не связанные с тем, что ребенок делает в настоящий момент. Дошкольники рассказывают о том, где были, что видели, делятся планами на будущее:

        — Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.

        — Я мультик смотрел про кота Матроскина.

        — Я летом в деревню поеду.

        — Вырасту — буду солдатом или полицейским.

        — Я люблю про машины книжки читать.

        Таким образом, на протяжении дошкольного возраста сообще ния ребенка о себе изменяются от «это мое», «смотри, как я делаю» до «кем я буду, когда вырасту» и «что я люблю».

        Однако общение дошкольников не ограничивается одним толь ко обменом информации о себе. Их разговоры касаются самых разных тем и предметов. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом сообщениями, не связанными с конкретными дей ствиями и данной ситуацией. У малышей такие сообщения отры вочные, короткие и тесно переплетены с практическими дейст виями. Например, Серёжа возит машину по полу и, обгоняя Ми шу, говорит: «У меня «Волга», она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она «Пятёрку» запросто обгонит...»

        Старшие дошкольники довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, их высказывания достаточно ярко отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дошкольники обсуж дают самые разные проблемы: «Что такое каратэ?», «Чем клеят обои?», «Чем костюм космонавта отличается от водолазного?», «Почему редиску в суп не кладут?», «Какие джинсы самые модные?» и т. д. Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма отдаленный интерес. Тем не менее они активно обсуждаются детьми, причем с возрастом такие познавательные беседы зани мают все большее место в их общении.

         Очевидно, что подобные темы для разговора и рассуждения дети перенимают от взрослых: они произносят слова и фразы, хотя не всегда понимают их смысл. Дошкольники никогда не оста ются безразличными к тому, о чем говорят взрослые. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей. Особенно заметно влияние взрослых при разного рода суждениях и оценках, которые дошкольники адресуют своим сверстникам:

        — Играть надо честно. Обманывать нельзя.

        — Ты  непослушный  озорник.  Расскажи  о своем  поведении маме, и она тебя накажет.

        — Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится.

        Так «учат» дети своих друзей, повторяя слова взрослых, ад ресованные им самим.

        Таким образом, общаясь со взрослыми, ребенок учится вы ходить за пределы конкретной ситуации, знакомится с окружаю щим миром. Но все эти суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками приобретают специфическую роль — утверждение собственного авторитета, демонстрация сво их познаний. Гораздо интереснее сообщать новые знания и мо ральные сентенции самому, чем выслушивать их от своего прия теля.

        Получается, что по своей роли в общении познавательные высказывания детей стоят в одном ряду с сообщениями детей о себе: у меня есть, я умею, я знаю. Все эти высказывания объеди няет то, что в центре их стоит «я» ребенка (даже если само местои мение «я» отсутствует); их цель — продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Все это свидетельствует о том, что ребенку очень важна оценка сверстника, его одобре ние и даже восхищение.

        А как же сам ребенок относится к своему сверстнику? Что он говорит о нем?

        Оказывается, в живом непосредственном общении дети доста точно часто дают оценку друг другу и даже выделяют некоторые качества сверстников. Число высказываний о друге значительно увеличивается от 3 до 6 лет.

        Ребенок 3—4 лет воспринимает сверстника в основном как объект для сравнения с собой и оценки, которая выражается достаточно категорично и однозначно:

        — Жадина ты какая-то!

        — До чего же ты глупый, ничего не понимаешь!

        — Все ты неправильно делаешь, ничего не умеешь!

        Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на ос новании сиюминутных, чисто ситуативных проявлений:  не дает игрушку — значит, жадина, делает не так, как мне хочется,— значит, неправильно. И о своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает сверстнику. Оценки маленьких детей, как правило, бывают слишком субъективны. Они сводятся к противо поставлению «я» и «ты», где «я» заведомо лучше, чем «ты».

        Но после 4 лет в разговорах детей все чаще появляются вы сказывания, в которых «я» и «ты» как бы сливаются в общее «мы».

        — Смотри, что у нас получилось!

        — Давай вместе в дочки-матери играть!

        — Это у нас будет стол...

        — Помнишь, мы эту песню пели...

        У детей уже есть общее дело, которое увлекает и которое хо чется довести до конца вместе. Теперь уже не столь важно, какой я и какой ты, главное — у нас получилась интересная игра. Этот поворот от «я» к «мы», от наивного детского «Смотри, какой  хороший» к попыткам объединиться («Давай вместе») происходит в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, н...

«О чём разговаривать с дошкольником».

Методические рекомендации для родителей...

Методический рекомендации "О чём разговаривать с дошкольником"

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и не...

Методические рекомендации для родителей на тему: "О чем разговаривать с дошкольником"

Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша. Расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми , но и малознакомыми людьми; с помощью ре...

"О чем разговаривать с дошкольником"

Ёмкие методические рекомендации для тех родителей, которым сложно найти тему для разговора с ребенком, общий язык с ним....

Презентация «Консультация для родителей "Как нельзя разговаривать с малышом или как нужно разговаривать с ребенком"»

В презентации содержится информация об ошибках в общении с малышом, которые могут привести к проблемам речевого развития и социализации, а также даны советы как нужно разговаривать с ребенком. Приведе...