РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
консультация на тему

Щерба Людмила Васильевна

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестророннего воспитания личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Подготовила воспитатель Щерба Л.В.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестророннего воспитания личности ребенка.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактических игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Появляется возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительной особенности дидактических игр.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитания и обучения, воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Фанты», «Краски» и множество других. Из поколения в поколение передавались дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!» А двухлетний малыш, охотно включаясь в игру - перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира. В младшей группе игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря. Во всех дидактических играх развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Работа по формированию словаря начинается с посвящения первичному ознакомлению с предметным миром. Необходима демонстрация предметов и их изображений, действий с ними. Число детей, участвующих в дидактических играх, может быть разным. Это зависит от вида дидактической игры. Очень популярны игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку (зайчика) чаем» и т.д.

Основная цель - ввести в речь детей названия предметов и действий с ними. Подобные игры занимают мало времени, чтобы продлить общение детей по поводу игрушки или действий с ней, необходимо после показа дать им эту игрушку в руки. Спустя некоторое время взять игрушку снова и показать то же самое действие или организовать совместное рассматривание игрушки. Это необходимо проделывать 3-4 раза. Систематические обучающие игры развивают способность подражания.

По мере овладения действиями ребенок становится разговорчивым. Эффективным средством общения и развития речи является показ картинки. Педагог строит на основе принципа: от простого к сложному, от частого к общему. Могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии и сюжетные, это зависит от цели, которую ставит педагог. Важно направлять внимание ребенка на детальное рассматривание изображения - это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате у детей формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Желательно, чтобы педагог давал детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступает внутри игры. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Необходимо внимательно следить за речью детей: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок, этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: повтори четко «мой пальчик», а ты сказал «моя пальчик», это неправильно.

Таким образом, дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...