Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.
Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приёмы обучения. Для знакомства детей с нетрадиционными техниками изображения наиболее целесообразно использовать наблюдение за реальными объектами, вариативные образцы, частичный показ способов изображения, рассматривание разнообразных иллюстраций, упражнения и т.д.
Маленькие дети подвижны, неусидчивы, легко отвлекаются. Огромное место в их жизни занимает игра. Для методики обучения изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте характерным является использование игровых приёмов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций с включением развлечений и т.д. Работа с детьми младшего возраста требует серьёзного внимания к их особенностям. Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, удовлетворять потребность в игре и в тоже время учить элементарным приёмам пользования карандашом и кистью, знакомить детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, пуантилизм (рисование точками). Вначале детям показываем работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываем о нем, показываем способ выполнения, просим рассказать о последовательности производимых действий. Далее детям предлагается повторить данный способ на практике.
Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). В своё время Е.А Флёрина рекомендовала игровые упражнения. Овладение детьми навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для упражнений, мы делаем несколько вариантов одного и того же приёма. Связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко используем игровые приёмы. Изображение связывается со словом, игрой, с проявлениями самостоятельности и инициативы. Детям предоставляется возможность в рисунках по замыслу закрепить умения пользоваться техниками рисования.
Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом. Необходимо с первых занятий по изобразительной деятельности учить детей наблюдать за окружающим, видеть расположение предметов в пространстве. Среди этих явлений, прежде всего надо обращать внимание на те, в которых ребёнок может заметить движение, это те явления, которые обладают временной последовательностью. Задания, включающие изображение данных явлений, можно назвать творческими, так как вводят ребёнка в образ, вызывают эмоциональный отклик. Занятия нужно проводить живо, интересно. Во время рисования воспитатель следит, как дети держат кисточку, набирают краску на ворс, затем вместе с ними любуется работами.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
Занятие можно провести, используя метод сотворчества. Воспитатель изображает силуэт, дети завершают работу. Основное изобразительное средство, которое дети передают – ритм мазков. Задания по двигательному ритму можно проводить в течение всего года, подбирая для этого различное образное содержание. Метод сотворчества используется воспитателем и в таких заданиях, как «Тучка солнышко закрыла, землю дождиком поила», «Звери по лесу ходили» и т.д. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. Задания по цвету, в которых главное внимание воспитатель обращает на контраст цветовых пятен, проводятся после того, как дети уже овладеют ритмом штрихов, мазков. Воспитатель подводит детей к передаче формы, похожую на округлую, удлиненную, с помощью заданий по линейному контуру. Он предлагает детям нарисовать линии разной протяженности, ассоциируя их с травкой-муравкой, цветами на поляне, веточками, цветными ленточками. Дети дорисовывают к флажку палочку, к шарику ниточку. Для формирования у детей младшего возраста чувства цвета, композиции, воспитателю нужно больше внимания уделять знакомству с произведениями искусства. На занятиях надо использовать образные выражения: красно солнышко, дождик-дождик, травушка-муравушка, солнышко-ведрышко и т.д. Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования. Можно повторять с воспитателем слова потешки.
Существует и другая взаимосвязь: музыки и рисования. Они не только обогатят сенсорный опыт ребёнка, но и создадут у детей радостное настроение, вызовут желание передать эти явления в рисунке. Для показа приемов изображения, а также для развития у них самостоятельных действий используются различные наглядные пособия. Это могут быть картины-панорамы, фланелеграф, плоскостные изображения предметов, фигур, настольно-печатные игры. Чаще всего воспитатель показывает приёмы рисования на мольберте. В процессе освоения различных художественных материалов дети приобретают технические навыки и умения. Также воспитатель использует общий показ, приём пассивных движений, словесные напоминания. Овладевая способами самостоятельных действий, дети младшего возраста могут применять освоенные на занятиях способы в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены на формирование процессов восприятия, различения форм, цвета, их воспроизведение в рисунке. Методы и приёмы определяются также спецификой возраста и индивидуальными особенностями детей. Взаимосвязь музыки и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, создаёт условие для вхождения младшего дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний.
Таким образом, для наибольшей результативности развития изобразительной деятельности необходимо целенаправленное обучение детей, в том числе доступным нетрадиционным техникам. Занятия занимательного характера с использованием метода сотворчества, игровых заданий оказывают положительное влияние на развитие изобразительной деятельности маленьких детей.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.