Роль родителей в приобщении детей к чтению
консультация (старшая группа) на тему
Роль родителей в приобщении детей к чтению
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_priobshchenii_detey_k_chteniyu.docx | 358.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Большеалексеевский д/с комбиированного вида «Калинка»
Консультация
Роль родителей в приобщении детей к чтению
2014 Исаева Л.А.
Роль родителей в приобщении детей к чтению
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литер
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
- Знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;
- Расширять их представления о детской литературе;
- Учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.
Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С.Михалкова», «Вообразилия Б.Заходера», «Грамматика фантазии Дж.Родари», «Мудрый волшебник С.Маршак», «В мире героев Н.Носова», «Детские страшилки, детективы6 вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось.
На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе "Вечер семейного чтения", где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное.
Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом.
Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.
Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.
Книги не говорят, да правду сказывают.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Хорошая книга – лучший друг.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
* Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
* Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ
* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
* Не читать во время еды.
* Не загибать листы, пользоваться закладкой.
* Класть книгу только на чистый стол.
* Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
* Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ
* Объясните перед чтением или во время его трудные слова.
* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
* Что нового, интересного узнал?
* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
* Как описана природа?
* Какие слова и выражения запомнились?
* Чему научила книга?
* Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.
Легкость и прочность
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.
Она легкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
Размер книжки небольшой, ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
В книге яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – четкие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке). Ведь дети часто пытаются грызть книгу.
Журнал "Воспитатель ДОУ" № 11, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению» Художественная литература сопровождает ребенка с пер...
Роль родителей в приобщении детей к чтению
Чтобы ребёнок любил читать....
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»
Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...
консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"
консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"...
Памятка "Роль родителей в приобщении детей чтению"
Памятка для родителей старшего дошкольного возраста о роли родителей в приобщении детей чтению....
Консультация для родителей. "Роль семьи в приобщении детей к чтению"
Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумение...