КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»
консультация на тему

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motoriki_ruk_na_razvitie_rechi_1.docx151.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

             

                                                                               Подготовила:

                                                                                            учитель-логопед Зюляева М. С.

г. Козловка

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитее находится в пределах нормы. М.М.Кольцева пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Что же тогда происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение управлений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев такими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехлетнего возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.

Дети от 1 года до 2-ух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. 3-летние малыши осваивают уже игры, которые производятся 2-мя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. 4-5-летние дети предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме.

Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом - мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.

Примерно с 1-го года, кроме пассивных упражнений, ребенка нужно учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина.
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки).

Затем можно переходить к более сложным упражнениям с речевым сопровождением. С чего начать?

  • Дать ребенку 2 небольших округлых предмета (грецкие орехи, шарики, камешки) и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и в другую сторону;
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелки, бусинки, шарики, крупу;
  • Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца в одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца (на одной руке, на другой, на обеих сразу);
  • Быстро касаться большим пальцем одной руки указательного пальца другой, на обех руках сразу). Затем увеличить темп.

Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности:

  • лепка из пластилина и глины,
  • рисование, раскраска, штриховка,
  • составление аппликаций,
  • нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц;
  • пришивание пуговиц, вышивание, вязание,
  • наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
  • завязывать узла на веревке, шнуре;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
  • закручивать крышки, заводить механические игрушки, часы;
  • выжигание,
  • конструирование из мелких деталей.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключал с одного движения на другое.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой, после этого - двумя одновременно.        ^

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания.

1.        Запоминает и повторяет серию движений по словесной инструкции,
начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» - «Улитка»

Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц».

2.        «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи.
Например: «Упрямые козлики».

Вот мостик горбатый.

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он

Серого брата,

Упрямицу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальчиковая деятельность наиболее естественна? Ну конечно, в детском театре.

В дошкольном учреждении используются разные виды театров:

1)        Самый первый, «Театр картинок».

Дети ставят и передвигают картинки на подставках. Воспитатель читает сказку, и она сразу оживает! Можно текст и по ролям пересказать.

2)        популярен «Театр пальчиков».

Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.

3)        «Театр рукавичек» требует от взрослых из старых перчаток и варежек
сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку.

Наблюдательные взрослые, имеющие опыт общения с детьми, отмечают, что ребенок до 4-ех лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причем сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные.

Очень нравятся детям игры в «сурдоперевод», например, в игру «испорченный телефон». В чем ее суть?

Один ребенок читает стихотворение, а другой показывает его содержание руками, жестами, телодвижениями или только пальцами .Сначала детям нужно потренироваться, например, на тексте «Вышел зайчик погулять».

Предварительно нужно договориться, что счет будет показывать количеством пальцев, а перемещение персонажей - их движением по столу. А также обговаривается, из каких знакомых детям стихотворений «передача». Так, кто угадал первым, становится телеведущим.

С детьми 5-6 лет полезно играть в театр теней.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но также кисти рук приспосабливают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Помните, что успешность выполнения заданий может не совпадать с возможностями и желаниями ребенка. Не показывайте ребенку своего огорчения или недовольство, если он не может справиться с заданием. Будьте терпеливы. Находите плюсы в любом результате.

Но нужно помнить, что пальчиковые упражнения будут эффективны только при ежедневных занятиях не менее 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и ...

Консультация для родителей по сенсомоторному развитию «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи».

Развитие речи и интеллекта тесно связаны с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центр головного мозга, отвечающий...

Консультация для родителей. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Консультация для родителей. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в разв...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»

Консультация для родителей«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»Подготовила инструктор по физкультуре- Кучмистая Е.В.В современном образовании одной из актуальных проблем явл...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей".

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления ...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителейВлияние  мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста...