Если Ваш ребёнок - левша
статья (старшая группа) на тему

У родителей леворукого ребенка возникает множество воросов: о причинах леворукости, стоит ли переучивать ребёнка, как избежать трудностей при обучении письму. Ответы на эти вопросы Вы можете найти в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_vash_rebenok_-_levsha.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок - левша

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не признак гениальности, не результат ошибок родителей или педагога. Это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга.

Родословная леворукости

У детей ведущая рука формируется приблизительно к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка не следует.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Такие детки обычно без труда привыкают писать и рисовать правой рукой.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может появиться в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного, вынужденного переучивания. Это происходит при травмах правой руки, при подражании леворуким людям, при намеренном переучивании взрослыми.

Эффективное обучение

У леворуких людей образ мышления имеет свои особенности. Им свойственна склонность к творчеству, хороший музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Мыслят они образами реальных предметов, легко воспринимают пространственные отношения. Ведущий канал восприятия — зрительный.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого, более развитого полушария головного мозга: включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами, использовать всякого рода схемы. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь.

Переучивать или нет?

На первый взгляд переучивание ребенка с левой руки на правую кажется обычным делом. Но это только внешняя сторона, на самом деле все дело не в руке, а в организации мозга. Сам факт переучивания ребенка воспринимается им как исправление, «переделывание» его сущности, борьба с чем-то постыдным, противопоставление его другим, «правильным» людям. У ребенка могут начаться невротические проявления, недержание мочи, заикание, тики, нарушается сон и аппетит, его могут беспокоить школьные страхи, он становится утомляем и неусидчив. В такой ситуации смогут помочь врач и психолог, а родителям придется пересмотреть свои требования к ребенку.

Взрослые не должны показывать недовольство леворукостью ребенка, впрочем, гордиться этой особенностью и превозносить левшу тоже не следует. Он не больной, и не гений, а просто человечек, устроенный несколько иначе, чем большинство из нас.

Мяч и пуговицы в помощь

Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».

Для леворуких детей особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации. Поэтому им необходимо подбирать задания для тренировки моторики, зрительно-пространственного восприятия. Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем – ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если малыш путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру.

Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики.

Трудности в письме

Наблюдение за письмом леворуких детей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, подробнее рассмотрим эти буквы. Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, 3, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где начало каждой из них обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч в носике чайника, Ф в фонарике и т.д.

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Обратите внимание: специалисты считают, что при обучении леворуких детей неприменима методика безотрывного письма.

Так как множество вещей вокруг: музыкальные инструменты, ножницы, различные приборы – приспособлено к праворукому миру, леворукий человечек нуждается в несколько большем внимании и заботе. Пусть ваш маленький левша чувствует себя уверенным и любимым! Успехов вам и гармонии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ваш ребёнок - левша

Консультация для родителей леворуких детей. Методы определения ведущей руки....

"Если ваш ребёнок левша..."

Особенности обучения и воспитания "леворуких" детей....

Консультация для родителей "Если ваш ребёнок левша"

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание....

Если Ваш ребёнок левша!

Консультация для родителей как быть если родился ребенок ЛЕВША...

Если ваш ребёнок – левша

Консультация для родителей....