Консультация для родителей: «Расслабляющие процедуры в лечении патологий нервной системы (гидротерапия, песочная терапия)».
консультация на тему
Терапия песком (песочная) и водой (гидротерапия) уже давно прекрасно себя зарекомендовали в лечении неврологических патологий. К тому же применять их в домашних условиях совсем нетрудно, поэтому их основы родителям рекомендуется взять на заметку.
Вода является самым гибким материалом. Она легко заполняет любую форму, переливается, окрашивается, впитывается, выпаривается, выжимается…
Всем известно, что вода способствует релаксации. Смотрите ли вы на падающую воду, прибой, плещущийся у ваших ног, застывшую водную гладь или лежите в теплой ванне – неважно. Психотерапевтический эффект оказывает любая жидкость. Песок также является структурой непостоянной, изменчивой, приспосабливающейся, что обеспечивает эффект приятия, самоуспокоения, самовыражения. Почти все дети могут подолгу возиться в песке: строить песчаные замки, лепить «пирожки», пересыпать песок в ладонях или сидеть, окунув в песочное пространство ладони. Общение с песком дарит чувство внутреннего комфорта, мысли в голове упорядочиваются, появляется возможность концентрации, удержания внимания, на смену тревоге приходит успокоение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasslablyayushchie_protsedury.docx | 575.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Расслабляющие процедуры в лечении патологий нервной системы (гидротерапия, песочная терапия)».
Терапия водой и песком
Терапия песком (песочная) и водой (гидротерапия) уже давно прекрасно себя зарекомендовали в лечении неврологических патологий. К тому же применять их в домашних условиях совсем нетрудно, поэтому их основы родителям рекомендуется взять на заметку.
Вода является самым гибким материалом. Она легко заполняет любую форму, переливается, окрашивается, впитывается, выпаривается, выжимается…
Всем известно, что вода способствует релаксации. Смотрите ли вы на падающую воду, прибой, плещущийся у ваших ног, застывшую водную гладь или лежите в теплой ванне – неважно. Психотерапевтический эффект оказывает любая жидкость. Песок также является структурой непостоянной, изменчивой, приспосабливающейся, что обеспечивает эффект приятия, самоуспокоения, самовыражения. Почти все дети могут подолгу возиться в песке: строить песчаные замки, лепить «пирожки», пересыпать песок в ладонях или сидеть, окунув в песочное пространство ладони. Общение с песком дарит чувство внутреннего комфорта, мысли в голове упорядочиваются, появляется возможность концентрации, удержания внимания, на смену тревоге приходит успокоение.
Легкий сухой или влажный тяжелый песок с легкостью может принять любую форму и через минуту ее изменить. Эти уникальные свойства песка дают огромный простор для творческой фантазии. При этом обладая эффектом релаксации, песочная терапия, безусловно, способствует сосредоточению и концентрации мыслительных процессов.
У ребенка с ЗПРР всегда присутствует дефицит внимания, зачастую сопровождающийся гипертонусом и повышенной активностью. Гипервозбуждение оказывает негативное воздействие на нервную систему, приводя ее к истощению. Сосредоточиться таким детям бывает очень сложно, еще труднее – расслабиться. Помимо расслабляющего массажа таким детям рекоменд ованы песочная и гидротерапия.
Гидротерапия
Каждый ребенок принимает ванну. До года педиатры настаивают на ежедневном купании ребенка. После года в терапевтических целях эту традицию стоит сохранить.
С гиперактивными детьми, а также с детьми, страдающими дефицитом внимания, очень хорошо проводить в воде развивающие занятия.
Положите в ванночку достаточное количество игрушек, но не слишком много (пару кружечек или лейку). К играм можно подключать заводные игрушки, пену, игрушки, заполняемые водой и т.д. Например, из пены можно сделать смешные «шапки», а затем сдувать их друг с друга, заодно отрабатывая дыхательное упражнение. Когда пена немного рассеется, попробуйте угадывать в ее контурах фигурки животных.
Для точечного воздействия на речевые зоны попробуйте поиграть с душем. Сильной струей душа промассируйте ладошки ребенка, сопровождая процедуру стишками про дождик.
Научите ребенка переливать жидкость из одной емкости в другую. Пока ребенок, окруженный водой, зачерпывает и выливает, его внимание собрано максимально. Все действия коротко комментируйте: «собрали воду», «стакан полный», «вода полилась», «вылилась», «пустой стакан».
Многим детям нравится играть в воде с лейкой. Покажите, как резиновый слоник принимает из лейки душ, как утенок ныряет, пускай малыш почувствует, как вода выталкивает уточку, полностью погруженную в воду. Пока ребенок сосредоточен на ваших действиях, старайтесь дать ему знания о названиях предметов. Например, поместите в воду только водоплавающих животных и расскажите, что они живут в воде озер, рек или в море. Затем разделите животных на тех, кто живет в вашем регионе (утка, лебедь, рыбка), и тех, кто обитает, например, в северных морях, где холодно (морской котик, кит, белый медведь). Пока ребенок сидит в теплой воде, в кружке дайте ему попробовать рукой холодную воду, затем опять теплую. Сопровождайте эти процедуры своими короткими комментариями.
Если ребенок еще не заговорил фразовой речью, ваших слов не должно быть слишком много, иначе он перестанет их воспринимать. Старайтесь говорить с ребенком коротко о главном: вначале называйте только предмет (подлежащее), затем добавляйте глагол. Ваша артикуляция должна быть четкой и выразительной. Учите малыша повторять за вами короткие фразы. Для этого требуется поймать взгляд ребенка и привлечь его к области вашего рта (если потребуется, указывайте на свои губы пальцем).
Когда внимание ребенка рассеяно, говорите достаточно громко и четко, чеканьте слоги, при этом особенно выделяя ударный. Очень действенно выполнять упражнения, сидя в воде с малышом вдвоем, когда ваши взгляды устремлены друг на друга, и ничего постороннее не отвлекает внимание ребенка.
Важно получить от ребенка «обратную связь», то есть, чтобы ребенок откликался на ваши просьбы, отвечал на вопросы и т.д. Здесь можно использовать технику психологического присоединения. Сначала поиграйте с ребенком в те игры, которые он практикует сам, «присоединитесь» к нему. Постепенно в игре начинайте отрабатывать упражнения. Для начала подойдут простые команды: «Дай утенка!», «Где слоник?» Затем пробуйте получить ответ на свои вопросы. Визуальный контакт на этом этапе – основное условие. Поэтому такие занятия также рекомендовано проводить в воде, сидя напротив друг друга. Теперь спросите не «где утка?», а «это утка?». Если ребенок не реагирует на ваши слова, привлеките его внимание и ответьте на вопрос сами четко и громко: «Да, да, да!» Затем таким же образом отработайте вопрос, где правильным ответом будет «нет». Если ребенок обращается к вам жестами, а вы уже отработали с ним выражение, которым он может к вам обратиться, требуйте, чтобы он использовал его, «не понимайте» жестов.
После закрепления штамповых командных фраз начинайте строить фразы из трех и более слов, добавляя прилагательные.
Иногда дети воспринимают не громкую речь, а заговорщеский шепот. Особенно это касается детей с аутичными чертами. Экспериментируйте. Попробуйте сначала поговорить с ребенком, четко выговаривая каждый слог, достаточно громко. Потом – шепотом, можно на ушко. Главное – вызвать интерес ребенка, привлечь его внимание, заставить отреагировать на ваши просьбы. Но не ругайте малыша, если этого не произошло. Поверьте, вашему крохе в этом мире сложнее, чем вам.
Детям с гиперактивностью, дефицитом внимания, агрессивностью, гипертонусом рекомендованы ежедневные занятия с водой. Не поленитесь набрать в небольшой тазик воды, поставьте его на детский столик, покрытый клеенкой, и положите туда несколько игрушек или просто небольшую тряпочку и мыло. Ребенок быстро поймет, что в случае, когда ему требуется снять напряжение с рук, он может обратиться к воде. Поэтому вода в тазике должна находиться постоянно в доступном месте.
Если малыш неусидчив, между упражнениями, которые вы проводите с ребенком дома, можно выделять небольшие перерывы, в течение которых малыш будет иметь возможность поиграть в воде. Тогда время ваших занятий может увеличиться, а ребенок не устанет. Периодичность и продолжительность таких перерывов ребенок может определять самостоятельно, так как это очень индивидуально.
Развивающие занятия лучше проводить часто (2 – 3 раза в день), но недолго по времени. Для детей в возрасте до трех лет достаточно всего 10 – 15 минут активных познавательных упражнений в игровой форме. Затем вы должны дать ребенку возможность переключить внимание.
Время концентрации внимания (то есть период восприятия ребенком информации) также варьируется. Чаще всего, когда родители или специалисты начинают занятия с ребенком, период сосредоточения малыша не превышает трех минут. А спустя пару месяцев он увеличивается до пяти-шести.
Конечно, у здоровых детей есть определенные нормативы объема внимания и продолжительности его концентрации. Но ребенок с ЗПР обычно в эти нормативы не укладывается. Но все же важнее всего – положительная динамика концентрации и объема внимания. На это и направлены занятия. Поэтому важно не перегибать палку: пусть ребенок занимается столько времени, сколько он может качественно воспринимать информацию.
Рационально подходите к выбору времени занятий с малышом. Обычно утренние(с 9 до 11) и послеобеденные (с 15 до 17) часы способствуют максимальной концентрации внимания. В играх с водой и песком строго контролировать время занятий не стоит, так как они направлены одновременно на стимуляцию и расслабление.
Наблюдение за течением воды также благотворно влияет на детскую психику. Чтобы ребенок мог наблюдать за движением воды, можно установить в детской комнате небольшой декоративный водопад или аквариум. Если такой возможности у вас нет, подарите малышу песочные часы. Наблюдение за падающим песком также способствует релаксации.
Всем детям очень нравятся игры с подкрашенной водой. Изменить цвет жидкости можно с помощью пищевых красителей или обычной акварели. Зимой с помощью распылителя подкрашенной водой можно рисовать на снегу. А летом концентрированным красителем окрашивайте песчаные фигурки в песочнице и на пляже.
Когда погода позволяет, безусловно, старайтесь чаще вывозить ребенка на природу. Свежий воздух благотворен для здоровья ребенка. В любое время года советую гулять с ребенком как можно чаще и продолжительнее. И не по магазинам или тихим улочкам, а там, где играют дети.
Песочная терапия
Тишина и гармония живой природы – будь то поле, лес или озеро – благотворно влияют на нервную систему сами по себе. А в сочетании с водными и песочными ваннами – в особенности. Для игр с песком возле водоема лучше всего малыша максимально раздеть. Контакт со средой у ребенка должен быть максимальный. Если ребенок на пляже первый раз, дайте ему время освоиться. Покажите,как завораживающе песок струится сквозь пальцы, как легко погружаются в него ладони, как можно зарыть в него свои ножки а потом быстро откопать. Обязательно сделайте несколько «пирожков», вроде тех, что вы обычно делаете в песочнице, и просейте песок на открытую ладошку малыша через сито.
Затем попробуйте принести из водоема немного воды и смешайте ее с песком. Вновь погрузите руки ребенка в песчаную взвесь. Теперь покажите, как песочные капельки, падающие с его рук, способны постепенно образовать стены замка. Вместе понаблюдайте, как замок растет, обрастая башенками, а вокруг него образуется забор. Возле замка можно вырыть настоящий ров. Если строить замок непосредственно возле воды, то ров вам не придется заполнять жидкостью. Вырыв траншею, вы увидите, как углубление быстро наполнится водой самостоятельно. Если заранее собрать ракушек, то можно дать ребенку задание украсить получившийся замок.
Не забудьте дать ребенку время на самостоятельные маневры! Может быть он предпочтет разрушить построенный вами замок, не ругайте его за это. Лучше переключите его внимание: ведь возле воды на песке можно делать все, что угодно: понежиться в мелководье, покидать в воду камешки, собрать ракушек, сделать «секретик», прорыть дорогу для машинки и т.д.
Будет хорошо, если в память о море (реке или озере), вы принесете немного песка домой. Для дезинфекции песок можно прокалить на сковороде, а затем остуженный пересыпать в тазик. Туда же положите немного затупленных морской водой стекляшек, ракушек, камешки. Окунув руки в песок, ребенок моментально снимет напряжение, что очень важно для детей с патологией нервной системы. Имея под рукой домашнюю песочницу, вы можете, например, закрепить с малышом процесс изготовления «секретика», положив под стекло интересную картинку, а также продолжить прокладывать дорожки для машинок или даже воспроизвести замок, добавив к песку немного воды.
Каждый день старайтесь, чтобы ребенок имел возможность играть возле детей, желательно в песочнице. Неважно, сверстники это будут или дети постарше. Последний вариант даже предпочтительнее, так как дети старшего возраста часто охотно выступают в роли наставников, и малыши пытаются им подражать. Если контакт с ребенком будет налажен (а вы как родитель должны максимально приложить к этому усилия), то результат от общения ребенка с ЗПР (ЗПРР) со здоровым ребенком старшего возраста будет ошеломительным. Чтобы закрепить «дружескую ноту» в общении детей, можно пригласить старшего по возрасту ребенка к себе домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Закаливающие процедуры и их сочетание с физическими упражнениями.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы при систематическом воздей...
Консультация для родителей "Скарлатина, симптомы и лечение"
В данной работе дается подробное описание первых признаков болезни и способы лечения....
Консультация для родителей "Лекарственные растения при лечении ОРВИ"
Памятка родителям....
Консультация для родителей.Закаливающие процедуры.
Основным природами факторами закаливания является воздух, солнце и вода....
Консультация для родителей "Часто болеющие дети, лечение и профилактика"
Консультация для родителей на тему "Часто болеющие дети, лечение и профилактика".Диагноз "Часто болеющий ребенок", знаком, к сожелению, многим мамам....
Консультация для родителей "Закаливающие процедуры"
Консультация для родителей "Закаливающие процедуры"...