Непослушание: упрямство и капризы
материал на тему
тренинговое занятие для родителей и памятка для родителей (советы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
трениинговое занятие для родителей "Непослушание: упрямство и капризы" | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для родителей
«Непослушание: упрямство и капризы»
Цель: обучение родителей навыкам адекватного взаимодействия с детьми:
- Развернуть родителей лицом к ребёнку, его трудностям. Увидеть и принять его таким, каков он есть;
- Помочь родителям справляться со свойственными им переживаниями, которые препятствуют и их нормальному эмоциональному самочувствию, общению с ребёнком;
- Получить опыт проживания актуальной ситуации и с позиции родителя, и с позиции ребёнка.
- Знакомство. Упражнение «Эхо».
Цель: позитивный настрой группы, установление доверительных взаимоотношений.
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит своё имя в той форме, которое ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего (взмаху руки) все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда участники повторяли ваше имя? Трудно ли называть друг друга по имени?
- Упражнение «Возвращение в детство».
Цель: помочь родителям вернуть ощущения и образы детства, войти в состояние «внутреннего» ребёнка.
- Сядьте удобно. Закройте глаза. Давайте мысленно возвратимся в своё детство. Представьте себе, что вам столько же лет, как и вашему ребёнку. Во что вы любили играть, когда были детьми? Вспомните свою любимую игрушку или любой предмет, запомнившийся вам из детства. Вспомните детские праздники и роли, которые вы на них исполняли. Какая из них вам запомнилась больше всего? Чем именно? Откройте глаза. Расскажите об этом.
- Упражнение «Расскажи о ребёнке».
Цель: вызвать у родителей эмоциональные переживания, связанные с упрямством и капризами в ситуации «Здесь и теперь».
Участники садятся в круг. Им предлагается рассказать о своём ребёнке, о трудностях, связанных с ним.
Вывод: упрямство и капризы - нередкое явление. Каждый из вас сталкивается с непослушанием ребёнка, когда тот стремится сделать что-то по-своему, настоять на своём. Но каждое проявление капризов и упрямства очень индивидуально, как индивидуален каждый ребёнок и жизненная конкретная ситуация, в которой он находится.
Упрямство и капризы чаще всего появляются у детей в возрасте 3-х лет, когда у ребёнка возрастают возможности, повышается стремление к самостоятельности. Но в этом возрасте ребёнок ещё сильно зависит от взрослых и вынужден считаться с их требованиями. Отсюда и возникает конфликт между стремлением ребёнка действовать по собственному желанию (активно познавать предметный мир) и требованиями взрослых. В этот период ребёнок начинает часто говорить взрослым «Я хочу» или «Я не хочу», предъявляя своё какое-то конкретное желание.
- Упражнение «Каприз».
Цель: осознание межличностного конфликта «Родитель-ребёнок» в ситуации каприза или упрямства.
Участники разбиваются на пары. Один из участников рассказывает своему партнёру о последнем наиболее ярком случае проявления упрямства или каприза у ребёнка, о своей реакции на это, обратив внимание на чувства, которые у вас при этом возникают.
Далее участники садятся в круг. Каждой паре предлагается повторить рассказ, но от лица другого родителя.
Вывод: взрослые очень по-разному встречают желание ребёнка: у одних слова «Я хочу» вызывают гордость и радость, - их ребёнок совсем самостоятельный, у других – вызывает напряжение и раздражение – смогут ли они удовлетворить все эти желания.
- Имеет ли ребёнок право предъявлять родителям своё желание?
5. Упражнение «Я хочу»
Цель: стимуляция изменений в эмоциональной и поведенческой сфере родителей.
Родителям предлагается в течение 1 минуты почувствовать и отследить какое-либо своё желание. Затем группа разбивается на пары. В каждой паре выбирается ведущий.
I этап. Ведущий играет роль ребёнка. В течение 1,5-2 минут он активно предъявляет своё желание партнёру, начиная со слов «Я ХОЧУ…», а партнёр при этом занимает позицию родителя, которому желание ребёнка неудобно. «Ребёнок» отстаивает своё желание, «родитель» – возражает ему.
II этап. Партнёры меняются позициями. «Ребёнок» также предъявляет своё желание со слов «Я ХОЧУ…» Но «родитель» пробует принять желание ребёнка, пытается обсудить с ним это желание и наметить возможные варианты его удовлетворения.
Примечание. В процессе выполнения упражнения важно отследить, чтобы взаимодействие «ребёнок – родитель» начиналось именно с «фиксированной» фразы и не было смещения ролевой позиции в парах.
Обсуждение. Как вы себя чувствовали в роли «ребёнка»? В роли «родителя», который возражает ребёнку? В роли «родителя», который пытается принять позицию ребёнка?
Важно подвести родителей к пониманию, что от того, какие чувства и реакции вызывает у взрослых желание ребёнка, то есть его прямое заявление о своих потребностях, во многом зависит закрепится ли упрямство или каприз ребёнка в качестве устойчивой формы поведения в дальнейшей жизни.
Вывод: упрямство и капризы – особый язык ребёнка, его способ «говорения» о своих потребностях, чувствах, переживаниях.
- Чтобы лучше понять своего ребёнка, вспомните какие-либо эпизоды из детства, связанные с непослушанием: «А как это было у вас?»
-Всегда ли хорошо, когда ребёнок послушен?
-Каким мы хотим вырастить своего ребёнка?
- Почему общение с ребёнком чаще всего переживается как работа, а не как радостное сотрудничество?
Вывод: одной из причин возникновения упрямства и капризов у детей является отсутствие контакта с ребёнком в ситуации «здесь и теперь».
(Далее можно предложить упражнения и игры из народной педагогики: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая» и т.п.
Цель: вызвать положительную эмоциональную реакцию, наработать навыки положительного взаимодействия).
6. Упражнение «Подержимся».
Цель: выход в реальность, эмоциональная поддержка в едином психологическом пространстве.
Участники встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза.
- Представьте себе, что в центре круга стоит ваш любимый ребёнок, счастливый и улыбающийся. Я желаю вам, чтобы ваш малыш был таким всегда, поменьше вас огорчал.
Литература.
- Вачков И.Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва, Ось,1989г.
- Игры. Обучение, тренинг, досуг (под ред. Петрусинского В.В.) Москва, Новая школа, 1994г.
- Возможности практической психологии в образовании (сборник, вып.1) Москва, УЦ «Перспектива», 2001г., с. 23-28.
- Резепина Е.А. Тренинговая программа «Счастливое детство»» (для родителей дошкольников 5-7 лет). Журнал «Психолог в детском саду» №3, 2007г.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений (методические разработки занятий).Москва, Новая школа, 1993г
«Непослушание: упрямство и капризы»
(памятка для родителей)
Можно, нельзя и надо - частенько наши требования к ребенку могут казаться ему противоречивыми. Сначала мы поощряем любознательность, а когда она становится чрезмерной, мы начинаем с ней бороться. Прививаем интерес к игрушкам, а потом требуем, чтобы малыш уступал свою игрушку другому ребенку. Учим ребенка самостоятельности и сами очень часто ее ограничиваем.
Как ребенку понять, что можно, что нельзя и что надо?
- Мама ставит ребенка на подоконник и они вместе смотрят на улицу. Это можно. Не стоит удивляться тому, что однажды он сделает это самостоятельно в ваше отсутствие и будет очень удивлен, что этого делать нельзя.
- Мама дает ребенку часы, чтобы он мог послушать, как они тикают. В следующий раз ребенок сам возьмет их, чтобы снова услышать, как они ходят, и очень удивиться, если часы у него отнимут.
- Просим малыша нажать кнопку, которая включает телевизор, а потом ругаем его за все кнопочки, которые он нажимает в вашей квартире.
Советы:
- Ребенок 2-3 лет способен добраться до многих вещей, так что лучше убрать с его глаз предметы, которые нельзя брать никогда.
- Малыши любят залезать в шкафы и вытаскивать все из них. Дайте ему один для игры, наполните вещами, из которых ребенок уже вырос, он может их вытаскивать, но одновременно вы можете приучать ребенка к порядку, требуя убирать вещи в шкаф после игры.
- Чрезмерная активность ребенка дома тоже часто связана с неприятностями: что-то упало, что-то разбилось, либо сам пострадал, поэтому выходите почаще гулять с ним на улицу, где ребенок может от души порезвиться. И не надо будет лишний раз произносить слово "нельзя".
- Шалость, проказы, баловство? Постарайтесь понять поведение своего ребенка. Ведь если однажды это было можно, значит можно всегда, именно так считает ребенок.
- Обучая ребенка элементарным правилам поведения, мы добиваемся послушания, но малышу трудно удержаться от того, что он хочет сделать или взять. А злоупотребляя запретами мы ставим ребенка в трудное положение. И если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Все члены семьи должны это соблюдать. Особенно, когда этот запрет касается обеспечения безопасности жизни ребенка. Например, прикасаться к ручкам газовой или электрической плиты, домашних электроприборов, розеток и т. д.
- Соблюдение режима дня приучает ребенка выполнять указания взрослых. Он привыкает к тому, что надо идти спать, надо одеваться, надо кушать, воспринимая это как должное. Ребенок усваивает слово - надо. Затем уже и в других случаях, начинает выполнять все то, что надо сделать. Режим дня оказывается вашим союзником, ведь не вы говорите, что пора обедать, а часы показывают время обеда. Обижаться не на кого: надо учиться убирать свои игрушки, надо учиться самому одеваться, надо научиться ждать, когда мама занята. Это все надо.
- На третьем году ребенок должен уже соблюдать правила общежития: уметь вести себя тихо, не мешать взрослым, когда они отдыхают, работают, читают. Здороваться, прощаться, извиняться, подать упавшую вещь, сказать "пожалуйста", хорошо вести себя в гостях, в транспорте, у врача.
- Для того, чтобы ребенок выполнял все ваши требования, необходимо, чтобы они были обоснованы и понятны ему. Требуя, чтобы ребенок что-то сделал, обязательно проследите за выполнением, только тогда у него войдет в привычку считаться с вашими требованиями и выполнять их.
Не приходится ждать от ребенка послушания тогда, когда вы, в зависимости от настроения, то заставляете ребенка есть самостоятельно, то кормите его сами, то разрешаете спать с игрушкой, то запрещаете. Из-за непоследовательности или несогласованности взрослых у ребенка может возникнуть упрямство, нервозность, раздражительность и непослушание.
Родителям следует сначала согласовать между собой требования, которые они хотят предъявлять ребенку, чтобы не создавать в его голове путаницы относительно таких понятий как можно, нельзя и надо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Упрямство и капризы.
Представлены отличия упрямства от капризов и желательное поведение взрослых....
Капризы и как их предупредить
Консультация для родителей...
Материал для родителей - "Капризы ребёнка".
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребёнок отвечает либо молчаливым неп...
конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию
Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Непослушание: упрямство и капризы
тренинговое занятие для родителей и памятка для роителей (советы)...
Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...