Статья "Нравственное воспитание"
статья (старшая группа) на тему

Свиридова Юлия Александровна

Статья "Нравственное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennoe_vosp.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Свиридова

МБДОУ «ДСКВ №46» г. Братск

«Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников»

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Якобсон П.М. выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. В связи с этим, актуальным становится вопрос изучения особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в современной педагогической науке и практике.

«Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников», проблема которого может быть определена следующим образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе примерки постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Задача педагога - способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, необходимо помогать ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем. [С. 98-104]

 Нравственные ценностные ориентации выступают центром внутреннего духовного мира личности. Формирование нравственных ценностных ориентаций – длительный процесс становления субъективной иерархической совокупности нравственных ценностей, определяющих избирательность поведения и направленность личности, который начинается в период дошкольного детства. Базовыми нравственными ценностями, лежащими в основе формирования ценностных ориентаций, выступают общечеловеческие ценности, имеющие нравственное содержание, – Человек, Любовь, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд. Благодаря определенным особенностям психики детей (высокому развитию эмоционально-чувственного восприятия, способности непосредственно запечатлевать, сохранять и использовать в качестве ориентиров как материальные, так и духовные объекты внешнего мира) целенаправленное формирование аксиологического ядра личности может успешно осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации совокупности устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание, представленных в социокультурной среде в виде идеальных форм, образцов, эталонов поведения, отношения, деятельности, доступных для восприятия дошкольников.

 Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций включает в себя взаимосвязанные компоненты, характеризующие цель, задачи, педагогические условия, психологические механизмы, программно-методическое обеспечение (в виде содержания, методов, приемов, средств, последовательности действий и процедур), педагогическую диагностику, особенности исследуемого процесса, раскрывающие специфику взаимодействия его субъектов. [95 с3]

Педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации модели формирования нравственных ценностных ориентаций, выступают:

-учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников (в частности, опора на эмоционально-чувственное восприятие и продуктивное воображение детей в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, подражание, наличие базовых потребностей в принадлежности, общении, любви и др.);

- наличие определенной подготовки педагогов ДОУ к организации специальной совместной с детьми оценочной деятельности; комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка, организация специальной ценностно-ориентационной деятельности детей;

-опора на психологические механизмы формирования и функционирования ценностных ориентаций; благоприятная психологическая и нравственная атмосфера;

-использование специальных игровых форм деятельности с нравственным содержанием и естественных ситуаций, требующих нравственного выбора, и другие.

Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников происходит через понимание, осознание ими нравственных качеств и становление ценностных представлений.

Вывод. Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций и содержание воспитательного процесса зависит от поставленных задач перед педагогом в сфере влияния на детей, этапа иерархической лестницы в соответствии с возрастными особенностями ребенка, а также от задачи на определенном этапе алгоритма формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных компонентов нравственного воспитания. Кроме того, цели, задачи, методы, приемы и технологии воспитательного процесса могут меняться в зависимости от направления нравственного воспитания: от формирования коммуникационных навыков до основ социально-трудового, гражданско-правового, духовно-эстетического воспитания и т. д. Наряду с этим, педагогу следует учитывать влияние и решающую роль окружающей среды на воспитание дошкольника, отсутствие в нравственном воспитании принципа взаимозаменяемости и необходимость использования гибкой системы педагогического влияния на личность ребенка

Литература

1. Буре, Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников Текст. Р.С. Буре Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. В.В. Гербовой и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2012

3. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире.// Дошкольное воспитание. – 2014. №9. С. 98-104

4. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. - М.: 2013

Автор   Ю.А. Свиридова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...