Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.
консультация на тему
Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_seme.docx | 18.29 КБ |
trudovoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_seme.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.
Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.
В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.
Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.
В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».
Даже если сделанная ребенком закладка для книг, игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других, обязательно использовать эту вещь в быту.
Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).
Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работ, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Совместный труд взрослых и детей сближает, способствует укреплению влияния взрослого, но с учетом интересов и потребностей ребенка.
Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.
Одна из задач родителей – воспитывать у детей положительное отношение к любому виду труда и создать такие условия, в которых у детей начнет формироваться привычка к труду и развиваться трудолюбие.
Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом: «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.
В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде: наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудиться.
Основные методы для руководства различными видами детского труда:
- Определяем цель трудовой деятельности;
- Обсуждаем с ребенком, для чего нужна данная работа и в чем заключается ее значение;
- Учим элементам планирования своей работы;
- Объясняем ребенку, как выполнить свою работу и получить результат, даем совет как лучше выполнить поручение;
- Пробудить интерес к предстоящей работе и следить за тем, чтобы в процессе трудовой деятельности этот интерес не угас;
- Периодически выяснять, что уже сделал ребенок и что еще необходимо сделать для достижения лучшего результата;
- Перед началом работы необходимо напомнить ребенку основные «Трудовые правила»: Например, работу нужно выполнять старательно, дело нужно доводить до конца, необходимо помогать старшим и младшим;
- Необходимо поощрять интерес к делу, старательность и самостоятельность, стремление преодолевать трудности;
- Организовывать совместную работу с младшими и старшими членами семьи;
- Проверять вместе с ребенком ход работы, оценивать ее результат. При этом уделяя особое внимание терпению и самостоятельности ребенка;
- Подавать пример личный пример ребенку, привлекая его к совместному труду;
- Читать ребенку художественные произведения о различных профессиях, рассматривать иллюстрации и картины. Провести во время прогулки целенаправленное наблюдение за тем, как трудятся люди (дворник, продавец, шофер и другие);
- Дать ребенку возможность выбора и помочь принять правильное решение (например, перед тем как идти на прогулку необходимо закончить начатое дело).
Д.О. Дзинтере определяет несколько типов семей:
1 тип – Высокий образец семьи. В этих семьях имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. К выполнению бытовых и производственных дел родители подходят ответственно. Как правило, в таких семьях ребенок выполняет определенные трудовые поручения, при выдвижении которых учитываются интересы самого ребенка и последовательность, выделяется некоторое время для выполнения порученного дела. Опыт данных семей необходимо изучать, хотя родители могут самостоятельно обратиться за помощью к педагогу.
2 тип – Семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности. Положительная сторона данного типа семей заключается в том, что родители социально активны и довольно много трудятся, готовы прийти на помощь другим людям, при этом отношения между членами семьи не носят негативного характера. Но вследствие постоянно занятости, перегрузок или недостаточно высокого уровня культуры одного (двух) родителей, их поведение и настроение может резко меняться. Именно это создает трудности во взаимоотношениях и отрицательно влияет на микроклимат семьи. Как правило, постоянных трудовых обязанностей дети не имеют, либо их выполнение плохо контролируется.
3 тип – Семья, где отсутствуют условия для трудового воспитания детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье. Это может быть вызвано узким кругом интересов родителей, отрицательными взаимоотношениями между членами семьи и безразличное отношение родителей к выполняемому труду. Чаще в таких семьях происходят ссоры и острые конфликты в результате того, что взгляды старших членов семьи на жизнь и воспитание детей не совпадают.
4 тип – Неблагополучные семьи. В данной семье общественная направленность низкая, к производственному труду один (или несколько) членов семьи относятся негативно. Члены данной семьи не уважают и не доверяют друг другу. Часто возникают конфликты из-за бытовых проблем и воспитания детей. Нередки случаи, когда родители ведут, праздную жизнь и не уделяют, воспитанию ребенка должного внимания. Значительная часть родителей не чувствуют свою ответственность за ребенка, не уделяют внимания и времени для воспитания ребенка и организации игры, трудовой деятельности.
Воспитатель: Емеяльнова К.С.
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.
Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.
В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.
Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.
В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».
Даже если сделанная ребенком закладка для книг, игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других, обязательно использовать эту вещь в быту.
Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).
Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работ, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Совместный труд взрослых и детей сближает, способствует укреплению влияния взрослого, но с учетом интересов и потребностей ребенка.
Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.
Одна из задач родителей – воспитывать у детей положительное отношение к любому виду труда и создать такие условия, в которых у детей начнет формироваться привычка к труду и развиваться трудолюбие.
Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом: «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.
В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде: наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудиться.
Основные методы для руководства различными видами детского труда:
- Определяем цель трудовой деятельности;
- Обсуждаем с ребенком, для чего нужна данная работа и в чем заключается ее значение;
- Учим элементам планирования своей работы;
- Объясняем ребенку, как выполнить свою работу и получить результат, даем совет как лучше выполнить поручение;
- Пробудить интерес к предстоящей работе и следить за тем, чтобы в процессе трудовой деятельности этот интерес не угас;
- Периодически выяснять, что уже сделал ребенок и что еще необходимо сделать для достижения лучшего результата;
- Перед началом работы необходимо напомнить ребенку основные «Трудовые правила»: Например, работу нужно выполнять старательно, дело нужно доводить до конца, необходимо помогать старшим и младшим;
- Необходимо поощрять интерес к делу, старательность и самостоятельность, стремление преодолевать трудности;
- Организовывать совместную работу с младшими и старшими членами семьи;
- Проверять вместе с ребенком ход работы, оценивать ее результат. При этом уделяя особое внимание терпению и самостоятельности ребенка;
- Подавать пример личный пример ребенку, привлекая его к совместному труду;
- Читать ребенку художественные произведения о различных профессиях, рассматривать иллюстрации и картины. Провести во время прогулки целенаправленное наблюдение за тем, как трудятся люди (дворник, продавец, шофер и другие);
- Дать ребенку возможность выбора и помочь принять правильное решение (например, перед тем как идти на прогулку необходимо закончить начатое дело).
Д.О. Дзинтере определяет несколько типов семей:
1 тип – Высокий образец семьи. В этих семьях имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. К выполнению бытовых и производственных дел родители подходят ответственно. Как правило, в таких семьях ребенок выполняет определенные трудовые поручения, при выдвижении которых учитываются интересы самого ребенка и последовательность, выделяется некоторое время для выполнения порученного дела. Опыт данных семей необходимо изучать, хотя родители могут самостоятельно обратиться за помощью к педагогу.
2 тип – Семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности. Положительная сторона данного типа семей заключается в том, что родители социально активны и довольно много трудятся, готовы прийти на помощь другим людям, при этом отношения между членами семьи не носят негативного характера. Но вследствие постоянно занятости, перегрузок или недостаточно высокого уровня культуры одного (двух) родителей, их поведение и настроение может резко меняться. Именно это создает трудности во взаимоотношениях и отрицательно влияет на микроклимат семьи. Как правило, постоянных трудовых обязанностей дети не имеют, либо их выполнение плохо контролируется.
3 тип – Семья, где отсутствуют условия для трудового воспитания детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье. Это может быть вызвано узким кругом интересов родителей, отрицательными взаимоотношениями между членами семьи и безразличное отношение родителей к выполняемому труду. Чаще в таких семьях происходят ссоры и острые конфликты в результате того, что взгляды старших членов семьи на жизнь и воспитание детей не совпадают.
4 тип – Неблагополучные семьи. В данной семье общественная направленность низкая, к производственному труду один (или несколько) членов семьи относятся негативно. Члены данной семьи не уважают и не доверяют друг другу. Часто возникают конфликты из-за бытовых проблем и воспитания детей. Нередки случаи, когда родители ведут, праздную жизнь и не уделяют, воспитанию ребенка должного внимания. Значительная часть родителей не чувствуют свою ответственность за ребенка, не уделяют внимания и времени для воспитания ребенка и организации игры, трудовой деятельности.
Воспитатель: Емеяльнова К.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.
Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
Трудовое воспитание ребёнка дошкольного возраста в семье.
Совместная работа детского сада и семьи...
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье"
Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5 - 6лет. Главное — воспитать по...
Брейн-ринг "Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста"
laquo;Труд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,развивает пытливость и любознательность,рождает новую красоту в окружающ...