Рекомендации для родителей
консультация (старшая группа) на тему
Рекомендации
родителям для домашних занятий с детьми
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Тема:«Детский сад»
1. Выучить имена и отчества сотрудников группы. Допускаются ответы в любом звуковом исполнении
- Как зовут логопеда? —
- Как зовут воспитателей? —
- Как зовут нянечку? —
2. Учить детей употреблять слова приветствия и прощания:
- Что говорят, когда здороваются? — Здравствуйте.
- Как здороваются утром ? - Доброе утро.
- Как здороваются днём? —Добрый день.
- Как здороваются вечером? —Добрый вечер.
- Как прощаются? —До свидания.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Кого (чего) в детском саду много?» Добиваться ответа фразой.
Один воспитатель, а в детском саду много (кого?)
- В детском саду много воспитателей.
Много: мальчиков, девочек, групп, спален, раздевалок, игрушек.
4. Учить ребёнка подбирать действия к предметам
Поиграть в игру «Что делает?»
- Что в детском саду делает воспитатель?
- Воспитатель учит, занимается, гуляет...
- Что делает - логопед врач няня заведующая повар музыкальный руководитель прачка сторож дворник
5.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи, какой» Добиваться фразового ответа.
- Зал для занятий музыкой, это зал (какой?) - музыкальный зал.
для занятий физкультурой - физкультурный кабинет медсестры — медицинский кабинет для театра — театральная
6. Выучить стихотворение
Поглядите, что за дом,
Сколько светлых комнат в нём!
Там паркетные полы,
Там кроватки и столы.
Мишки, зайчики, матрёшки.
Миски, ложки, поварёшки,
Лучше дома не найдёшь.
Всем наш детский сад хорош!
А. Машутис
Тема: «Фрукты»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие фрукты:
яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, персик, киви, ананас, абрикос;
научить ребёнка называть фрукты, показывая каждую картинку, добиваться ответа фразой:
- Что это? - Это банан. закрепить в словаре ребёнка обобщающее понятие «фрукт»
- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Фрукты.
- Где растут фрукты? - В саду на деревьях.
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру « Чего в саду много?» Добиваться ответа фразой.
- У нас один лимон, а в саду много (чего?) - В саду много лимонов. Много: яблок, груш, апельсинов, бананов, ананасов, персиков, абрикосов, гранатов, киви.
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Какой сок?»
Сок из яблок —это сок (какой?) —яблочный. Из груши — грушевый
апельсина — апельсиновый
лимона ~ лимонный
банана — банановый
граната — гранатовый
ананаса — ананасовый
персика — персиковый
абрикоса — абрикосовый
4. Нарисовать контур любого фрукта, попросить ребёнка раскрасить его, научить
составлять рассказ о фрукте по плану:
-Что это? Пример: - Это яблоко.
- Какое по форме? - Яблоко круглое.
- Какое по цвету? - Яблоко красное.
- Какое на вкус? - Яблоко сладкое.
5. Выучить стихотворение:
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко круглое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю.
Тема: «Осень. Природа, погода»
1. Выучить с ребёнком названия осенних месяцев
Сентябрь, октябрь, ноябрь
2. Приклеить картинку с изображением осени. Провести по картинке беседу:
- Какое это время года?
- Какое осенью небо?
- Как светит осенью солнце?
- Что осенью происходит с листьями на деревьях?
- Что осенью делают звери?
- Что осенью делают птицы?
- Как одеваются осенью люди?
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего осенью много?» Добиваться ответа фразой.
- Одна лужа, осенью много (чего?) — Осенью много луж.
дождь - много дождей г
туча - много туч
4. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам. Поиграть в игру « Кто больше?»
- Осенью листья (какие?) - жёлтые, красные, зелёные, осенние. Солнце (какое?) —холодное, неласковое, тусклое. Небо (какое?) - серое, хмурое, пасмурное. Ветер (какой?) — сильный, холодный, порывистый. Дождь (какой?) —мелкий, холодный, сильный.
5. Учить ребёнка образовывать прилагательные от наречий.
Поиграть в игру «Какая осень?»
- Если осенью тепло, то осень (какая?) — тёплая, холодно — холодная
рано пришла. — ранняя
- пасмурная
сыро - сырая
поздно пришла - поздняя
ветрено – ветреная
солнечно — солнечная
дождливо — дождливая
все листья золотые — золотая
хмуро — хмурая
ненастно — ненастная
долго ждали — долгожданная
6. Попросить ребёнка нарисовать десять дождевых капель, раскрасить их и сосчитать: -Одна капля, две капли, ... пять капель, ... десять капель.
7. Выучить стихотворение
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои открыли,
От дождя себя укрыли.
Тема: «Овощи»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие овощи:
картошка, морковь, капуста, репа, кабачок, свёкла, лук, перец, помидор, огурец, тыква, горох, укроп, баклажан, редис
научить ребёнка называть овощи, показывая каждую картинку, добиваться ответа
фразой:
- Что это? - Это морковь.
закрепить в словаре ребёнка обобщающее слово «овощи»:
- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Овощи.
- Где растут овощи? - В огороде, на грядке.
2. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Поиграть в игру «Большой - маленький».
- Большой помидор, а маленький...? - Помидорчик.
огурец - огурчик
морковь - морковка
картошка – картошечка
перец – перчик
репа - репка
редиска - редисочка
укроп - укропчик
свекла — свеколка
капуста — капустка
лук—лучок
горох — горошек
тыква — тыковка
3. Учить ребёнка согласовывать прилагательное «вкусный» в роде с существительными. Поиграть в игру «Вкусный - вкусная». Спросить про все овощи. Окончания прилагательных выделять голосом!
- Все овощи вкусные, но про одни овощи мы говорим «вкусный», а про другие «вкусная».
- Огурец (какой?) - Огурец вкусный.
- Капуста (какая?) - Капуста вкусная.
4. Нарисовать контур любого овоща, попросить ребёнка раскрасить его и рассказать об этом овоще по плану:
- Что это? Пример: - Это огурец.
- Какой по цвету? - Огурец зелёный.
- Какой по форме? - Огурец овальный.
- Где растёт? - Огурец растёт в огороде.
5. Выучить стихотворение, можно загибать пальцы, чтобы лучше запомнить. Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для соления и проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад!
В.Коркин
Тема: « Деревья осенью»
1. Приклеить или нарисовать следующие деревья: дуб, берёза, клён, рябина, осина.
Научить различать и называть деревья, добиваться ответа фразой: - Что это? — Это дуб.
2. Учить ребёнка образовывать множественное число существительных Поиграть в игру «Один много»
- Один дуб, а когда много... (как говорим?) —Дубы
берёза — берёзы
ветка — ветки
жёлудь - жёлуди
клён — клёны
лист — листья
серёжка - серёжки
рябина —рябины
корень — корни
ягода - ягоды
осина - осины
почка - почки
сучок – сучки
3.Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Поиграть в игру «Большой - маленький» Спросить про деревья и части дерева.
-Большая берёза, а маленькая... ?
- Маленькая берёзка. Маленькая: осинка, рябинка, веточка. Маленький дубок, листик, корешок.
4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой лист?»
У берёзы лист (какой?) — берёзовый
У дуба — дубовый
клёна – кленовый
осины — осиновый
рябины — рябиновый
5. Нарисовать дерево, попросить ребёнка раскрасить его. Научите ребёнка показывать и называть части дерева(корни, ствол, ветки, листья, верхушка, почки), отвечать на вопрос:
- Чего у дерева много?
- У дерева много корней, веток, листьев, почек, сучков.
- Чего у дерева по одному?
- У дерева один ствол, одна верхушка.
6. Учить ребёнка согласовывать числительные и существительные
Поиграть в игру «Сосчитай» Сосчитать осину
Один дуб, два дуба, ... пять дубов, ... десять дубов.
7. Выучить стихотворение
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Дуб стоит зелёный.
Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,
Страшно простудиться?! Значит, закалённый.
И. Токмакова
Тема: «Игрушки»
1. Приклеить или нарисовать игрушки. Научить ребёнка называть игрушки, о каждой спросить
Что это? — Это кукла.
- Как все эти картинки назовём, одним словом? ~ Игрушки.
2.Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Поиграть в игру «Мой - моя - мои»
- Про какую игрушку можно сказать «моя»? - Моя кукла, моя машина...
-Про какую игрушку можно сказать «мой»? - Мой мишка, мой мяч...
- Про какую игрушку можно сказать «мои»?- Мои кубики, мои шары....
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Добиваться полного ответа.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна машина, а в магазине много (чего?)
- В магазине много машин.
4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая игрушка?»
- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая.
Из: плюша — плюшевая
железа — железная
пластмассы — пластмассовая
стекла — стеклянная
дерева — деревянная
тряпочки — тряпичная
бумаги — бумажная
картона — картонная
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям.
Поиграть в игру «Кто больше?»
- Что можно кидать? - Мяч, шарик. Катать—машину, паровоз...
Спать укладывать — куклу, мишку...
Собирать — кубики, конструктор, мозаику, пазлы, матрёшку...
6. Выучить стихотворение
Бабушка Танюше Светлая головка,
Куклу подарила: Маленькие ножки,
Глазки голубые Платье кружевное
И румянец милый. Красные сапожки...
Т. Днепровская
Нарисовать куклу, попросить ребёнка раскрасить её так, как говорится в стихотворении и побеседовать по содержанию:
- Как звали девочку?
- Что подарила ей бабушка?
- Какие у куклы глазки (румянец, головка, ножки, платье, сапожки)?
Тема: «Ягоды»
1. Приклеить или нарисовать следующие ягоды:
малина, клубника, смородина (красная и чёрная), крыжовник, облепиха, слива, виноград, земляника, черника, клюква, рябина.
Научить ребёнка различать ягоды, спросить про все картинки:
- Покажи малину.
Научить ребёнка называть ягоды, спросить про все картинки:
- Что это? — Это клюква.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в лесу (в саду) много?
- Одна вишня, а в саду много (чего?) —В саду много вишни.
- Одна земляника, а в лесу много (чего?) — В лесу много земляники. Много: клубники, смородины, крыжовника, облепихи, сливы, винограда, черники, клюквы, рябины.
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от
существительных. Поиграть в игру «Какая ягода?»
-Если ягода растёт в саду, то она (какая?) - ягода садовая
в лесу - лесная на лугу — луговая на болоте - болотная
Поиграть в игру «Сварим компот» -Если компот из малины, то это компот (какой?) – малиновый
компот из вишни — вишнёвый
клубники — клубничный
черники - черничный
клюквы - клюквенный
земляники — земляничный
облепихи — облепиховый
крыжовника — крыжовниковый
смородины — смородиновый
4. Нарисовать десять вишен, попросить ребёнка раскрасить их и сосчитать:
- Одна вишня, две вишни, ... пять вишен, ... десять вишен.
5. Учить ребёнка образовывать творит, падеж существительных с предлогом «С»
Поиграть в игру «С чем корзинка?» Добиваться ответа фразой, предлог «С» выделять голосом.
- В корзине малина, корзина с (чем?) - Корзина с малиной.
С вишней ,клубникой ,черникой ,со сливой
земляникой ,облепихой ,крыжовником
рябиной, виноградом , клюквой
6. Выучить стихотворение
Я надену поясок, Наберу малины
Подвяжу я туесок, Полную корзину.
Побегу я по малину Наварю варенья
Через поле и лесок. Всем на угощенье
: «Человек и его тело»
1. Научить ребёнка называть части своего тела:
голова, волос, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щека, висок, ухо, подбородок, шея, грудь, живот, спина, рука, нога, ладонь, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. По каждой части, показывая её, спросить, добиваясь ответа фразой:
- Что это? — Это голова.
2. Нарисовать в тетради человека, учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один — одна — два — две»
- Чего у человека по одному? — Один нос, рот, язык, подбородок, живот.
- Одна голова, спина, шея, грудь.
- Чего у человека по два? —Два колена, локтя, виска, уха.
- Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.
3. Учить ребёнка делать обобщения
Поиграть в игру «Назови одним словом» -Пальцы, ладонь, локоть — это что? — Рука. Пальцы, пятка, ступня, колено — нога.
Спина, грудь, живот, бока - туловище.
Губы, зубы, язык, нёбо -рот.
Волосы, лоб, затылок, виски, глаза, нос, рот, щёки, уши - голова.
4. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Наши помощники»
- Что помогает нам слышать? - Уши
видеть - глаза бегать (прыгать, ходить) - ноги
нюхать - нос обнимать (работать, гладить) - руки
кусать - зубы целовать - губы
разговаривать – язык
5.Обвести в тетради руку ребёнка, попросить ребёнка раскрасить её и назвать пальцы, начиная с большого:
- Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сосчитать пальцы на обеих руках:
- Один палец, два пальца, ... пять пальцев, ... десять пальцев.
6. Выучить стихотворение, показывая при этом пальцы на руке:
Это — палец большой, Названья этому не дали,
Толстый какой! Безымянным лишь прозвали.
Это—указательный, Ну а это — наш любимчик,
Палец внимательный. Самый маленький мизинчик.
Это - средний, По росту не последний!
И.Волкова
Тема: «Одежда»
1. Приклеить или нарисовать одежду:
шуба, пальто, куртка, брюки, джинсы, кофта, костюм, варежки, перчатки, шарф, юбка, платье, майка, футболка, носки, колготки.
Научить ребёнка называть одежду, показывая картинки. Добиваться ответа фразой: - Что это? — Это шуба.
- Как всё это назовём, одним словом? — Одежда
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа
существительных. Добиваться полного ответа. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна шуба, а в магазине много (чего?) - В магазине много шуб. Много: курток, брюк, кофт, костюмов, варежек, перчаток, шарфов, юбок, платьев, маек, футболок, колготок, носок, пальто.
3. Учить ребёнка согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными. Выделять голосом подчёркнутые звуки.
Поиграть в игру «Мой - моя - мои»
-Рубашка чья? - Моя рубашка (куртка, майка, шуба, кофта, юбка, футболка).
- Костюм чей? — Мой костюм (шарф).
-Носки чьи? - Мои носки (варежки, брюки, перчатки, джинсы).
4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какая одежда?»
Одежда из меха — это одежда (какая?) - Меховая.
Из кожи — кожаная для детей — детская
носят зимой – зимняя пуха — пуховая
взрослых — взрослая летом - летняя
шерсти — шерстяная женщин — женская
осенью – осенняя мужчин — мужская
весной — весенняя шили — шитая
вязали — вязанная носят осенью и весной — демисезонная
5.Учить ребёнка употреблять винительный и родительный падеж существительных. Спросить по картинкам в тетради:
- У какой одежды есть воротник?- У пальто есть воротник...
- У какой одежды нет воротника? — У майки нет воротника...
- У какой одежды есть рукава? — У рубашки есть рукава...
- У какой одежды нет рукавов? - У юбки нет рукавов...
6. Выучить стихотворение. Учить читать с выражением, с вопросительной интонацией
Кто купил в горошек ситцу? Кто в обновку нарядится?
Папа — вот кто! Чья дочурка баловница?
Сшила что за мастерица? Маша - вот кто.
Мама — вот кто?
С. Капутикян
Тема: «Обувь, головные уборы»
1. Приклеить картинки или нарисовать
обувь: ботинки, туфли, сапоги, валенки, кроссовки, кеды;
головные уборы: шапка, шляпа, кепка, бейсболка, берет, платок.
Научить ребёнка называть картинки, показывая их и добиваясь ответа фразой:
- Что это? — Это ботинки... — Это шапка....
- Как всё назовём одним словом? — Обувь (Головные уборы)
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя ботинки, а в магазине много (чего?) —В магазине много ботинок.
Много: туфлей, сапог, валенок, кроссовок, кед, шапок, шляп, кепок, бейсболка, беретов, платков
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Скажи - какая?». Добиваться ответа фразой.
- Обувь из меха - это обувь (какая?) - Меховая обувь.
Из кожи - кожаная замши - замшевая резины - резиновая сукна - суконная шляпа из соломы - соломенная фетра — фетровая бумаги - бумажная
платок из пуха — пуховый , шерсти — шерстяной шёлка – шёлковый
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «одна» - «один», «две» - «два»
Поиграть в игру «Один - одна»
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «один»?
- Один ботинок (валенок, сапог, берет).
- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «одна»?
- Одна тапка (туфля, кроссовка, чешка, шапка, шляпа, кепка, бейсболка).
- Про какую обувь мы скажем «два»?
- Про какую обувь мы скажем «две»? -Два ботинка (валенка, сапога)
-Две тапки (туфли, кроссовки).
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Кто больше?»
- Что можно застегнуть? - Можно застегнуть молнию (кнопку, липучку, крючок...).
- Что можно завязать? — Можно завязать платок (шнурки, бант...)
6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай», сосчитать кепка
- Одна шапка, две шапки, ... пять шапок, ... десять шапок.
7. Выучить стихотворение вместе с ребёнком по ролям: взрослый задаёт подчёркнутые вопросы, а ребёнок отвечает:
-Шапка, шапка, где была? - Шапка, шапка, где была?
Я была в кино. В цирке шапито.
- Что ж ты, шапка, видела? - Что ж ты в цирке видела?
-Было там темно. - Шапки да пальто,
Задремала я нечаянно Номерки, зонты и палки -
На коленях у хозяина. Всё, что было в раздевалке.
В. Берестов
Тема: «Посуда»
1. Приклеить картинки или нарисовать посуду группами:
кухонная: бидон, бак, ведро, ковш, сковорода, кастрюля, поварёшка;
столовая: супница, тарелка, ложка, вилка, нож;
чайная: чайник, чашка, блюдце, бокал, кружка ваза, самовар.
Научить ребёнка классифицировать и называть посуду:
-Посуда, которую мы держим только на кухне - это посуда (какая?) — Кухонная.
- Покажи и назови кухонную посуду.
-Посуда, которую мы ставил! на стол, когда обедаем - это посуда (какая?)
- Столовая.
- Покажи и назови столовую посуду.
- Посуда из которой мы чай пьём — это посуда (какая?) — чайная.
- Покажи и назови чайную посуду.
2.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один», «одна», «одно». Поиграть в игру «Один - одна - одно».
- Про какую посуду скажем «один»?
- Один бидон, бак, ковш, нож, чайник, бокал, самовар.
- Про какую посуду скажем «одна»?
- Одна сковородка, кастрюля, поварёшка, супница, тарелка, ложка,
вилка, чашка, кружка, ваза.
- Про какую посуду скажем «одно»?
- Одно ведро, блюдце.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных с предлогом «У»
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой посуды есть ручка? — У чайника, у чашки...
- У какой посуды есть: крышка, носик?
4. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественно числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У тебя одна чашка, а в магазине много (чего?) - В магазине много чашек.
Много: бидонов, баков, вёдер, ковшей, сковородок, кастрюль, поварёшек, супниц, ложек, вилок, тарелок, чайников, блюдец, бокалов, кружек, ваз, самоваров.
5. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая посуда?»
Из дерева — деревянная
серебра — серебряная
Для кухни - кухонная
хрусталя - хрустальная
глины – глиняная
чая - чайная
стекла — стеклянная
золота — золотая
столовой - столовая
металла – металлическая
фарфора — фарфоровая
кофе — кофейная
6. Выучить стихотворение
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! Кашу сладкую варите.
Не ворчите вы, кастрюли! Кашу сладкую варите
Не ворчите, не шипите, Наших детушек кормите.
И. Токмакова
Тема: «Продукты»
1. Приклеить картинки или нарисовать продукты:
овощи, фрукты, изделия из молока, муки, мяса. Научить ребёнка классифицировать и называть продукты:
- Покажи и назови овощи (фрукты, изделия из мяса, изделия из муки, изделия из молока)
- Как всё это назовём одним словом? — продукты.
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж единственного и множественного чист существительных.
Поиграть в игру «Чего в магазине много?». Спросить про каждую картинку.
- У тебя колбаса, а в магазине много (чего?) —- В магазине много колбасы.
-У тебя один батон, а в магазине много (чего?) —В магазине много батонов.
3. Учить ребёнка подбирать действия к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?»'
- Что можно делать с картошкой? - Варить, жарить.
- Что можно делать с грибами? — Сушить, солить.
-Что можно делать с апельсином? — Так есть.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными
Поиграть в игру «Сосчитай»
- Один батон, два батона, ...пять батонов, ... десять батонов.
5. Учить ребёнка подбирать предметы к признакам.
Поиграть в игру «Не ошибись»
- Что бывает сладким? —Йогурт, шоколад...
кислым — кефир, лимон...
горьким — перец, горчица...
солёным — огурцы...
варёным — картошка, яйца...
жареным —мясо, рыба...
6. Учить ребёнка употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ».
Поиграть в игру «Повар». Добиваться ответа фразой.
- Повар забыл положить в суп картошку, суп без (чего?) — Суп без картошки. Без: морковки, лука, соли, перца, сметаны.
7. Выучить стихотворение
Мы печём пшеничные Мама, папа, брат, сестра,
Пироги отличные. Пёс лохматый со двора.
Кто придёт к нам пробовать И другие, все, кто может,
Пироги пшеничные? Пусть приходят с ними тоже.
И. Токмакова
Тема: «Дом — жилище человека»
1. Приклеить в тетради дом, научить ребёнка называть его части:
крыльцо, лестница, стена, окно, подоконник, крыша, труба, угол, пол, потолок. Показывать части дома и спрашивать: - Что это? — Это окно.
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в доме много?
- Одна стена, а в доме много (чего?) — В доме много стен.
Много: лестниц, окон, подоконников, труб, углов.
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных с предлогом «БЕЗ» . Поиграть в игру «Мастер»
- Мастер забыл сделать в доме пол, дом без (чего?)
- Дом без пола.
Без: крыши, окон, углов, дверей, трубы, крыльца, подоконников, потолка.
4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой дом?»
- Если дом из дерева, то дом (какой?) - деревянный.
Из кирпича — кирпичный
панелей - панельный
камней — каменный
бетона — бетонный
глины — глиняный
соломы – соломенный
5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай»
- Одно окно, два окна...пять окон.
6. Выучить стихотворение
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
И не важно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер
7. Совместно с ребёнком смастерить домик из любого материала. Научить ребёнка рассказывать о нём по плану:
- Что это?
- Кто делал?
- Какие есть части?
- Какого цвета части?
- Сколько окон (дверей)?
Тема: «Квартира. Мебель»
1. Приклеить картинку с изображением комнаты с мебелью или мебель. Научить ребёнка называть помещения в квартире: прихожая, зал, спальня, ванная, туалет, коридор; мебель и её части: стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, тумбочка, ножка, спинка, сиденье, полка, ящик, стенка, ручка, дверца, крышка.
- Что это? — Это стол.
- Как всё это назовём, одним словом?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»
- У нас один стол, а в магазине много (чего?) - В магазине много столов.
Много: стульев, диванов, кресел, шкафов, кроватей, тумбочек.
3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж существительных с предлогом «У»
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой мебели есть ручки? - Ручка есть у стола, у шкафа... У какой мебели есть: ножки, спинка, ящики, дверца, крышка, полки?
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё». Поиграть в игру «Чей - чья - чьё?»
- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «моя»? -Моя комната, ванная, прихожая, кухня, кровать, тумбочка...
- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «мой»?
- Мой коридор, стол, стул, шкаф, диван...
- Про какую мебель скажем «моё»?- Моё кресло.
5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям
Поиграть в игру «Не ошибись»
-На чём можно сидеть?- Сидеть можно на стуле, в кресле, на табуретке, на диване.
- На чём можно лежать?- Лежать можно на кровати, на диване.
- Что можно открыть?- Открыть можно шкаф, дверцу, ящик.
6. Учить ребёнка употреблять предложный падеж существительных с предлогами «на» и «в»
- Где мама готовит еду? — На кухне.
- Где мы можем умыться? — В ванной.
- Где мы спим?—В спальне.
- Где мы принимаем гостей? — В зале.
- Где мы раздеваемся, когда заходим в квартиру? - В прихожей.
7. Выучить стихотворение
Берёте книгу и тетрадь, Недаром пахнет он сосной
Садитесь вы за стол. Пришёл он из глуши лесной.
А вы могли бы рассказать. Вот этот стол - сосновый стол
Откуда стол пришёл? К нам из лесу пришёл.
С.Маршак
Рассказать ребёнку как делают мебелью
Тема: «Зима. Зимние забавы»
1. Приклеить картинку с изображением зимы. Провести беседу:
- Какое сейчас время года? — Зима.
- Назови зимние месяцы.—Декабрь, январь, февраль
- Как зимой светит солнце?- Солнце зимой светит, но не греет.
- Какой зимой дует ветер?- Зимой дует холодный ветер.
- Что идёт зимой?- Зимой идёт снег.
- Что происходит зимой с реками?- Реки зимой замерзают.
- Как одеваются зимой люди?- Зимой люди надевают шубы, шапки...
- Что делают зимой звери?- Звери зимой прячутся, спят.
- Чем занимаются зимой дети?- Зимой дети катаются на санках...
2. Учить ребёнка подбирать прилагательные к наречиям. Поиграть в игру «Какая зима?»
пришла рано —ранняя зимой
холодно — холодная
много снега — снежная
пришла поздно — поздняя
тепло — тёплая
морозно — морозная
долго ждали — долгожданная
ветрено — ветреная
3. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?»
Снег (какой?) - чистый, белый, мягкий, пушистый...
- Снежинка (какая?) -лёгкая, блестящая, красивая...
- Лёд (какой?) — скользкий, прозрачный, гладкий...
4.Учить ребёнка называть спортсменов. Поиграть в игру «Назови спортсмена».
- Кто ездит на санках? — На санках ездит саночник,
ездит на лыжах — лыжник
на коньках бегает — конькобежец
танцует на коньках — фигурист
играет в хоккей — хоккеист
5. Учить ребёнка отгадывать загадки.
Зимой светит, да не греет... (солнце). Зимой ветер снег завивает — это... (вьюга).
Большая куча снега — это ... (сугроб). Зимой ветер снег метёт — это... (метель).
Летом серый, а зимой белый... (заяц). Летом рыжая, а зимой серая... (белка).
Зимой спит в берлоге... (медведь). Зимой спит в норке... (ёжик).
б.Нарисовать снежную бабу, попросить ребёнка раскрасить её, задать вопросы, добиваясь полного ответа:
- Сколько комков сделали для снежной бабы?
- Покажи самый маленький комок.
- А этот комок (какой?) — Больше (самый большой).
- Что у бабы в руках (на голове, вместо носа, вместо глаз)?
7. Выучить стихотворение
Сегодня из снежного мокрого кома Никто не проедет, никто не пройдёт.
Мы снежную бабу слепили у дома. Знакома она уже всей детворе,
Стоит наша баба у самых ворот. А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»
И. Демьянов
Тема: «Зимующие птицы»
1. Приклеить или нарисовать следующих птиц
ворона, сорока, снегирь, воробей, сова, голубь, дятел, синица, клёст, глухарь. Научить ребёнка называть птиц, показывая каждую картинку:
- Кто это? - Ворона. Научить ребёнка отвечать на вопросы
- Как всё это назовём, одним словом? - Зимующие птицы.
2. Учить ребёнка образовывать родит, падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Кого в лесу много?» Добиваться ответа фразой:
- У нас одна ворона, а в лесу много (кого?)
- В лесу много ворон.
Много: сорок, сов, синиц, сорок, снегирей, голубей, Глухарей, дятлов, клестов.
3. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
Поиграть в игру «Назови ласково».
- Птица, назови ласково...?
- Птичка.
воробей — воробьишка
сова — совушка
голубь - голубок
синица — синичка
4. Учить ребёнка называть птенцов птиц.
Поиграть в игру «Назови птенца»
- Кто птенец у вороны? - Воронёнок.
У совы — совёнок
у голубя — голубёнок
у снегиря - снегирёнок
у сороки — сорочёнок
у воробья — воробьёнок
у глухаря — глухарёнок
5. Учить ребёнка подбирать действия к предметам и наоборот
Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»
- Ворона как голос подаёт? - Ворона каркает,
сорока - стрекочет
воробей - чирикает
синица - тенькает
сова- ухает
голубь – воркует
6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай от 1 до 10»
Одна сова, две совы, ... пять сов, ... десять сов.
7.Выучить стихотворение
Вынь, вынь. Вынь, вынь, вынь
Ты жучка из глубины!
Кинь, кинь, Кинь, кинь, кинь
На дорожку у сосны!
Тук, тук, Тук, тук, тук,
Угости подруг!
По И. Токмаковой
Тема: «Ель, сосна»
1 .Приклеить или нарисовать ель и сосну.
Научить ребёнка различать и называть деревья и отвечать на вопросы полным ответом:
- Что это? — Это ель (сосна).
- Как назовём эти деревья? —Хвойные деревья.
- Как по-другому можно назвать иголки? — Хвоя.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные со словами «много» и «один -одна». Поиграть в игру «Чего у ёлки много (по - одному)?»
- Чего у ёлки много? — У ёлки много корней (веток, иголок, шишек).
- Чего у ёлки по - одному? — У ёлки один ствол (верхушка).
3. Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных.
Поиграть в игру «Скажи - какие?»
- У ели иголки какие? — Еловые.
У сосны — сосновые
У ежа — ежовые
У швеи — швейные
в медицине – медицинские
4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным. Поиграть в игру «Скажи наоборот».
- Сосна высокая, а ель? - Низкая
- У сосны ствол толстый, а у ёлки? - Тонкий.
- У сосны иголки длинные, а у ёлки? —Короткие.
- У сосны шишки маленькие, а у ёлки? —Большие.
- У сосны шишки лёгкие, а у ёлки? — Тяжёлые.
5. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Кто больше?» То же спросить про сосну.
-Ель (какая?) - высокая, стройная, красивая, зелёная...
- Шишка (какая?) - овальная, коричневая, гладкая, тяжёлая...
-Иголки (какие?) - маленькие, короткие, зелёные, колючие...
- Ствол (какой?) - тонкий, шершавый, высокий...
- Смола (какая?) - жёлтая, густая, душистая...
6. Научить ребёнка составлять рассказ-сравнение о ели и сосне по плану:
- Что это? - Это ель, а это сосна.
- Сравнить по высоте. — Ель низкая, а сосна высокая.
- Сравнить ствол. — У ели ствол тонкий, а у сосны толстый.
- Сравнить иголки. — У ели иголки короткие, а у сосны длинные.
- Как растут иголки? — У ели иголки растут по - одной, а у сосны по две.
- Где растут? — Ель растёт в еловом лесу, а сосна в сосновом бору.
-Что любят? — Ель любит прохладу, а сосна солнце.
7. Выучить стихотворение
Спелых яблок целый воз «Почему на ёлке колкие иголки?
Через ельник ёжик вёз. До сегодняшнего дня
Уколол о ветку нос и задумался: Я не знал, что мы —родня!
Тема: «Новый год»
1. Приклеить картинку на новогоднюю тематику и провести с ребёнком беседу
- Какой недавно был праздник?
- В какое время года бывает этот праздник?
- Кто приходил на праздник?
- Что подарили детям?
- Что дети делали на празднике?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру Д/и «Чего на ёлке много?»
- Это один шар, а на ёлке много чего?
- На ёлке много шаров (украшений, бус, фонариков, звёзд, снежинок, огоньков)
3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных
Поиграть в игру «Какая игрушка?»
- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая,
плюша — плюшевая
железа — железная
пластмассы – пластмассовая
стекла - стеклянная
дерева — деревянная
золота - золотая
бумаги — бумажная
картона - картонная
серебра — серебряная
хрусталя — хрустальная
4. Нарисовать ёлку с 10 игрушками. Попросить ребёнка раскрасить игрушки сосчитать их:
- Одна игрушка, две игрушки..., пять игрушек, ... десять игрушек.
5. Выучить стихотворение
Кто пришёл?
Что принёс?
Знаем мы
Дед Мороз.
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость Дорогой.
Он нам ёлку
Зажжёт,
С нами песню
Споёт.
Е. Благинина
Тема: «Домашние животные и птицы»
1. Приклеить или нарисовать следующих домашних животных и птиц:
корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк. Научить ребёнка называть картинки и отвечать на вопросы:
- Кто это? — Это корова... гусь...
- Как назовём, одним словом?
—Домашние животные (птицы).
2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Кого в деревне много?»
- Одна корова, а в деревне много (кого?)
- В деревне много коров.
В деревне много: коз, собак, кошек, лошадей, свиней, куриц, петухов, гусей, индюков.
3.Учить ребёнка называть детёнышей домашних животных и птиц Поиграть в игру «Назови детёныша»
- Кто детёныш у козы?
- Козлёнок
4.Учить ребёнка называть жилища домашних животных
Поиграть в игру «Кто где живёт?». Добиваться полного ответа.
- Где живёт корова?
- Корова живёт в коровнике.
свинья — в свинарнике
коза — в сарае
кошка — в доме
собака - в конуре
лошадь — в конюшне
курица — в курятнике
5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна коза, две козы...десять коз.
6. Учить ребёнка употреблять винительный падеж существительных
Поиграть в игру «Кто что ест?»
корова — сено, траву
лошадь — сено, овёс, траву
собака — косточку, суп
свинья — похлёбку
кошка — молоко, рыбу
коза — сено, траву
курица, гусь утка — червяков, травку, зернышки
7. Выучить стихотворение
На подворье нашем Добрый пёс Трезорка Все они хорошие,
Овцы и барашек И корова Зорька, Всех я их люблю.
Хрюшка с поросёнком Гуси и гусята А цыплят я крошками
И коза с козлёнком, Куры и цыплята. Утром покормлю.
Г. Ладонщиков
Тема: «Дикие животные наших лесов»
1. Приклеить или нарисовать следующих животных:
лиса, волк, медведь, лось, заяц, ёж, белка, бобёр, кабан. Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопросы:
- Как назовём, одним словом?
—Дикие животные.
- Где они живут? - В лесу.
- В каком лесу? - В густом, дремучем.
- Кто им домик строит, кормит? — Сами.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные
Поиграть в игру «Кого в лесу много?». Добиваться ответа фразой, окончания слов проговаривать.
- На картинке один заяц, а в лесу много (кого?)
- В лесу много зайцев. Много': лис, волков, медведей, лосей, ежей, белок, бобров, кабанов.
3. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных
Поиграть в игру «Кто, чем защищается»
- Волк чем защищается? - Зубами.
медведь — зубами, лапами, когтями.
лиса — зубами
ёжик — иголками,
заяц, белка — ноги помогают, убегают
лось—рогами.
кабан — клыками
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна лиса, две лисы... десять лис.
- Один волк, два волка, три волка, ... пять волков, ... десять волков.
5.Учить ребёнка составлять описательный рассказ о любом диком животном по плану:
- Кто это?
- Какие есть части тела?
- Какого цвета шубка?
- Что ест?
- Где живёт?
- Как называются детёныши?
6. Выучить стихотворение
Бежит ёжик Говорит ему лисица: Отвечает серый ёжик:
Вдоль дорожек, -Дай переведу! - У меня две пары ножек,
Да скользит на льду. Сам я перейду!
С. Маршак
Тема: «Животные и птицы жарких стран»
1. Приклеить или нарисовать следующих животных и птиц:
лее, тигр, обезьяна, слон, змея, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, зебра, черепаха, страус, попугай.
Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопрос:
- Как назовём всё это, одним словом? —Животные жарких стран.
- Где живут эти животные? - В Африке.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна».
Поиграть в игру «Не ошибись».
- Про какое животное скажем «один»?
Один лев (тигр, слон, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, страус, попугай).
- Про какое животное скажем «одна»?
- Одна обезьяна (змея, зебра, черепаха)
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные. Поиграть в игру «Кого в Африке много?». Добиваться ответа фразой.
- Один слон, а в Африке много (кого?)
- В Африке много слонов.
Много: львов, тигров, обезьян, слонов, змей, верблюдов, жирафов, бегемотов, носорогов, крокодилов, зебр, черепах, страусов, попугаев.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными.
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до пяти - десяти»
Один слон, два слона... пять слонов...десять слонов.
5. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о животном по плану:
- Кто это?
- Какие части тела есть?
- Какого цвета шубка?
- Что ест? Хищник или травоядное?
- Как называются детёныши?
6. Выучить стихотворение.
Юный жираф - Кто меня грязными
Сразу после рожденья Трогал руками?
В луже увидел Шея вся в пятнах!
Своё отраженье. Пожалуюсь маме!
И.Жуков
Тема: «Транспорт»
1. Приклеить или нарисовать следующие картинки:
самокат, велосипед, мотоцикл, автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, поезд, лодка,
корабль, самолёт, вертолёт, парашют, ракета,
Научить ребёнка называть и различать разные виды транспорта:
- Покажи и назови транспорт, который ездит по земле. - Это транспорта (какой?)- Наземный.
То же спросить про водный и воздушный транспорт.
2.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего много?»
- Один самолёт, а много (чего?)
- Много самолётов.
Много: самокатов, велосипедов, мотоциклов, автомобилей, грузовиков, ...
3.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
Одна машина, две машины...пять машин..., десять машин.
4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям Поиграть в игру «Наоборот»
- Большой, а наоборот как будет? — Маленький
длинный — короткий
высоко – низко
быстрый — медленный
далеко - близко
старый — новый
быстро — медленно
5. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит самолёт».
- Внизу река, самолёт летит НАД ЧЕМ? - Над рекой. Внизу: поле, лес, море, село.
6. Нарисовать любой вид транспорта и научить ребёнка составлять описательный рассказ о транспорте по плану:
- Что это?
- Какие есть части?
- Где может ездить?
- Кто управляет?
- Какой это вид транспорта?
7.Вьгучить стихотворение. Объяснить ребёнку, что такое «суша» и «мель»
О чём грустят кораблики Где можно на минуточку
От суши вдалеке? Присесть и отдохнуть.
Грустят, грустят кораблики И где совсем, ни чуточки
О мели на реке. Не страшно отдохнуть.
В. Лунин
Тема: «Защитники отечества»
1. Приклеить в тетради картинку на тему и провести с ребёнком беседу:
- Как называется наше Отечество, наша Родина?
- Наша Родина - Россия.
- Кто такие защитники отечества?
- Защитники Отечества — это солдаты.
- От кого солдаты защищают наше Отечество?
- Солдаты защищают наше Отечество от врагов.
- Кого поздравляют в День защитников отечества?
- В День защитников Отечества поздравляют дедушек, пап, мальчиков.
2. Учить ребёнка называть военные профессии.
Поиграть в игру «Назови солдата».
- Если солдат охраняет границу, он кто? - Пограничник
плавает на корабле - моряк
ездит на танке - танкист
плавает на подводной лодке - подводник
проводит связь - связист
летает на самолёте — лётчик
служит в артиллерии - артиллерист
летает на вертолёте — вертолётчик
стреляет из автомата - автоматчик
прыгает с парашютом — парашютист
стреляет из пулемёта — пулемётчик
3.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в армии много?»
Один пограничник, а в армии много (кого?)
- В армии много пограничников
4.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти».
- Один автомат, два автомата..., пять автоматов, ... десять автоматов.
- Одна пушка, две пушки, ... пять пушек, ... десять пушек.
5. Выучить стихотворение
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море.
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанов
Тема: «Семья»
1. Приклеить в тетради фотографию вашей семьи или картинку с изображением семьи. Спросить про каждого члена семьи:
- Кто это?- Это nana...
- Как назовём всех этих людей, одним словом? — Семья
- Сколько человек в вашей семье?
2.Поиграть в игру «Кем был?» Спросить:
- Кем раньше была мама?
- Малышкой, девочкой, школьницей, девушкой
- Кем раньше был папа?
Малышом, мальчиком, школьником, юношей
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в семье бывает много»
- Один сын, а бывает много (кого?) - Бывает много сыновей. Много дочерей, детей, бабушек, дедушек.
4.Учить ребёнка подбирать антонимы. Поиграть в игру «Наоборот»
- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий.
толстый — тонкий
сильный — слабый
выше - ниже
старый - молодой
добрый — злой
младше - старше
больной — здоровый
большой ~ маленький
больше—меньше
старший — младший
5.Учить ребёнка устанавливать родственные связи. Поиграть в игру «Кто кому кем приходится?»
- Мальчик для мамы (кто?) — Сын.
мальчик для папы - сын мальчик для родного дяди - племянник
мальчик для дедушки - внук мальчик для родной тёти - племянник
мальчик для бабушки — внук мальчик для сестры — брат
6. Учить ребёнка образовывать глаголы женского рода в прошедшем времени. Поиграть в игру «Что делал- что делала?»
- Папа читал, а мама...? ~ Мама читала. То же самое со словами: купил, убирал, работал, варил.
7.Вьгучить стихотворение
Как у нас семья большая,
Да весёлая какая!
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два поют, четыре пляшут,
А один платочком машет
Тема: «Цвет, форма, величина»
1. Нарисовать в тетради геометрические фигуры:
круг, овал, полукруг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник. Раскрасить фигуры в разные цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный, розовый. О каждой фигуре спросить:
- Что это? — Красный квадрат.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные
Поиграть в игру «Чего бывает много?»
- У тебя один квадрат, а бывает много (чего?)...
- Бывает много квадратов.
Много: овалов, кругов, прямоугольников, ромбов, треугольников.
3. Учить ребёнка употреблять родительный и винительный падеж существительных.
Поиграть в игру «Не ошибись»
- У какой фигуры нет углов? - У круга (у овала) нет углов.
- У какой фигуры три (четыре) угла?
- У какой фигуры три (четыре) стороны?
4. Нарисовать в тетради фигурку человечка, состоящую из разных геометрических фигурок.
Поиграть в игру «Сосчитай».
- Сосчитай, сколько в рисунке квадратов? (кругов, ромбов...)
5. Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям.
Поиграть в игру «Скажи наоборот».
- Большой, а наоборот как будет? — Маленький
широкий – узкий
справа - слева
высокий — низкий
близко - далеко
длинный — короткий
низко — высоко
6. Учить стихотворение
Сначала вывел я
Два круга — колеса,
А между ними
Поместил я треугольник.
Из палок сделал руль,
И— что за чудеса! —
Велосипед стоит,
Катайся, школьник!
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
1. Учить ребёнка употреблять в речи слова этикета.
- Как можно здороваться? - Здравствуйте, доброе утро (день, вечер).
- Как можно попрощаться? —До свидания, прощайте, пока.
- Как можно извиняться? - Простите, извините.
- Какие слова употребляют, когда просят о чём-то? — Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.
2. Учить ребёнка образовывать множественное число прилагательных
Поиграть в игру: «Скажи (какие?)».
- Девочка добрая, а девочки (какие?) - Добрые.
- Мальчик смелый, а мальчики.. ? — Смелые.
- Заяц трусливый, а зайцы... ? — Трусливые,
- Волк злой, а волки...? - Злые.
- Ворона жадная, а вороны...? - Жадные.
Обезьяна весёлая, а обезьяны...? — Весёлые
3. Учить ребёнка образовывать глаголы от существительных.
Поиграть в игру: « Кто что делает?»
- Болтун (что делает?) —Болтает.
трус – трусит
жадина – жадничает
драчун - дерётся
хулиган - хулиганит
защитник - защищает
спасатель - спасает
плакса - плачет
больной - болеет
ворчун - ворчит
хохотун - хохочет
крикун — кричит
4. Учить ребёнка образовывать существительные женского рода.
Поиграть в игру: «Он - она».
- Он болтун, а она? - Болтунья.
Хохотушка, крикунья, ворчунья, драчунья, защитница, спасительница, хулиганка.
5. Приклеить картинку, где кто-то делает какое-то хорошее дело и обсудить с ребёнком;
- Кто это?
- Что делает?
- Хорошо это или плохо?
- Почему нужно так делать?
6. Выучить стихотворение
Поссорились чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются.
Скоро в кухне, на полке
Будут лежать осколки.
А ты, не ссорься напрасно
-Это очень опасно.
Роман Сеф
Тема: «Женский праздник»
1. Приклеить в тетради мамину фотографию. Научить ребёнка составлять рассказ о маме по плану:
- Кто это?
- Как маму зовут?
- Какого цвета у мамы глаза?
- Какие у мамы волосы ?
2. Научить ребёнка называть мамину профессию.
- Кем мама работает ?
Попросите ребёнка нарисовать и рассказать о том, что нужно маме для работы.
- Маме нужны...
3. Учить ребёнка образовывать дательный падеж существительных
Поиграть в игру «Кому что нужно?»
- Кастрюля нужна (кому?) - повару. Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.
4. Учить ребёнка подбирать антонимы
Поиграть в игру «Наоборот»
- Баба Яга старая, а мама... (какая?) - Молодая.
глупая —умная
страшная — красивая
злая - добрая
низкая — высокая
грустная — весёлая
грубая — нежная
5. Выучить стихотворение
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Шепни его тихо,
Скажи его звонко.
Главное слово
Любого ребёнка –
МА-МА.
Н. Бромлей.
Тема: «Весна. Природа, погода»
1. Приклеить в тетради картинку с изображением весны. Провести с ребёнком беседу:
- Какое здесь время года?
- Назови весенние месяцы.
- Какое весной солнышко?
- Что происходит весной со снегом и со льдом?
- Что появляется весной на деревьях?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего весной много?»
Один ручеёк, а весной много (чего?)
- Весной много ручейков
3.Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.
Поиграть в игру «Скажи - какой (какое, какая)?»
- Весной солнце (какое?) - яркое, тёплое, ласковое...
небо — синее, чистое...
снег—рыхлый, тёмный, грязный...
ручей — быстрый, звонкий...
трава — зелёная, мягкая...
4. Учить ребёнка подбирать антонимы к
прилагательным. Поиграть в игру «Наоборот».
- Тёплый, а наоборот, как будет? —Холодный,
грязный - чистый
тёмный — светлый
белый — чёрный
лёгкий - тяжёлый
длинный - короткий
холодный - тёплый
высокий — низкий
пасмурный — солнечный
тихий — шумный
5.Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти» - Одна почка, две почки... десять почек.
6. Научить ребёнка произносить слово «проталины» и объяснить его смысл (место, где снег уже растаял и видна чёрная земля).
7. Выучить стихотворение
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Тема: «Перелётные птицы»
1. Приклеить в тетради или нарисовать следующих перелётных птиц: грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка, утка, гусь (дикий), соловей, дрозд, жаворонок
Научить ребёнка называть птиц и отвечать на вопросы:
- Как всё это назовём, одним словом?
- Перелётные птицы.
- Почему эти птицы так называются?
- Потому что они осенью улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно к нам.
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого весной много?»
- Одна ласточка, а весной прилетает много (кого?)
- Весной прилетает много ласточек.
Много: кукушек, уток, гусей, журавлей, грачей, скворцов, соловьев, дроздов, жаворонков.
3.Учить ребёнка называть птенцов птиц
Поиграть в игру « У кого какие птенцы?»
- Кто птенцы у кукушки? - Кукушата.
У журавля — журавлята
У грача — грачата
У ласточки — маленькие ласточки
У гуся - гусята
У стрижа - стрижата
У дрозда - маленькие дрозды
У утки —утята
У соловья — соловьята
У жаворонка — маленькие жаворонки
4.Учить ребёнка подбирать действия к предметам
Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»
- Журавль как голос подаёт? - Курлычет.
Гусь — гогочет
утка — крякает
соловей — заливается, поёт
кукушка - кукует
ласточка – щебечет
5. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит птица?»
- Внизу море, птица летит (над чем?) - Над морем. Внизу: поле, лес, город, деревня, село.
6. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о птице по плану:
- Кто это?
- Какие есть части тела?
- Какого цвета?
- Как называются птенцы?
7. Выучить стихотворение
Дружок ты мой. дрозд! Перья тонкие,
В крапинку хвост Песни звонкие.
Носик остренький, Весной распеваются,
Бочок пёстренький. Зимой забываются.
Тема: «Цветы»
1. Приклеить или нарисовать следующие цветы
подснежник, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, роза, тюльпан, гвоздика, алоэ, кактус
Научить ребёнка называть цветы и отвечать на вопрос:
- Как всё это назовём, одним словом? — Цветы.
2.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи - какой?» Добиваться ответа фразой.
- Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый
-В поле — полевой
-на лугу - луговой
-в лесу — лесной
-растёт весной - весенний
-в комнате — комнатный
- растёт летом — летний
-лечит болезни — лечебный
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру «Чего в лесу (в поле, на лугу, в саду) много?» Добиваться ответа фразой.
- у тебя одна ромашка, а в поле много (чего?)
- В поле много ромашек.
Много: подснежников, ромашек, одуванчиков, ландышей, васильков, колокольчиков, роз, тюльпанов, гвоздик, кактусов, алоэ.
4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна ромашка, две ромашки... пять ромашек... десять ромашек.
5.Научить ребёнка составлять описательный рассказ о любом цветке по плану:
Что это?
- Какой стебель?
- Какие листья'?
- Какого цвета лепестки?
- Где растёт?
6. Выучить стихотворение
Вот ромашка, василёк.
Как красив из них венок!
Погулять ты выйдешь в поле
- Много их растёт на воле.
Ты сорвать их не спеши
— Полюбуйся от души!
Тема: «Насекомые»
1 .Приклеить или нарисовать следующих насекомых
пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка,
муха, жук, комар, паук.
Научить ребёнка называть насекомых и отвечать на вопросы:
- Как всё это назовём, одним словом?
- Насекомые.
- Сколько ногу насекомых? — Шесть. (У паука — восемь).
2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой.
- Одна муха, а бывает много (кого?)
- Бывает много мух.
Много: пчёл, муравьев, кузнечиков, стрекоз, бабочек, божьих коровок, мух, жуков, комаров, пауков.
3.Учить ребёнка согласовывать существительные и с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Одна муха, две мухи... пять мух... десять мух.
4. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом
«НАД». Поиграть в игру «Над чем порхает бабочка?» Добиваться полного ответа.
- Внизу ромашка, над чем летает бабочка?
- Бабочка летает над ромашкой
Внизу: колокольчик, василёк, роза, тюльпан, одуванчик.
5. Нарисовать 2 бабочки (капустницу и лимонницу). Объяснить ребёнку, почему они так называются.
6.Выучить стихотворение
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ:
А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,
Я берегла его на уж-жии.
М. Бородицкая
Тема: «Рыбы. Обитатели водоёмов»
1. Приклеить или нарисовать следующих обитателей водоёмов: сом, щука, налим, карась, пескарь, ёрш, жаба, лягушка, рак, улитка, акула, кит Научить ребёнка называть картинки.
2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна». Поиграть в игру: «Не ошибись».
- Про какую картинку мы скажем «один»?
- Один сом (налим, карась, ёрш, пескарь, рак, кит)
- Про какую картинку мы скажем «одна»?
- Одна щука (жаба, лягушка, улитка, акула).
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных
Поиграть в игру: «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой. Один сом, а в реке много (кого?) — В реке много сомов. Много: щук, налимов, карасей, пескарей, ершей, жаб, лягушек, раков, улиток, акул, китов.
4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
Один налим, два налима, ... пять налимов, ... десять налимов.
5.Учить ребёнка образовывать глаголы с разными приставками, договаривая предложения.
Поиграть в игру «Что сделала рыбка?»
- Рыбка от берега (что сделала?) - Отплыла,
- по речке - поплыла
-через речку - переплыла
-до другого берега - доплыла
-от рыбаков - уплыла
6.Нарисовать рыбу, попросить ребёнка раскрасить её части разным цветом. Научить ребёнка называть части тела рыбы:
голова, глаза, рот, зубы, спина, живот, жабры, плавники, хвост.
7. Выучить стихотворение
Всё приходится сому
С детства делать самому.
Сам еду себе найди,
Сам в беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся - сам с усами!
Сом лежит себе на дне
Самостоятельный вполне.
Б. Заходер
Тема: «Наш город.»
1. Приклеить в тетради картинку с изображением нашего города.
Записать в тетради свой домашний адрес. Научить ребёнка отвечать на вопросы: Как называется наша страна?
- Как называется наш город.
- Назови свой домашний адрес.
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего в городе много?» Много: магазинов, улиц, площадей, мостов, памятников, школ, театров, больниц.
3.Учить ребёнка образовывать предложный падеж существительных с предлогом «В» Поиграть в игру «Не ошибись»
- Где можно купить продукты? - В магазине (на базаре, на рынке).
Где можно:
-купить лекарства
- учиться
-пообедать
-посмотреть спектакль
-лечиться
-гулять
-купить билет на поезд
-подстричься
-работать
-посмотреть картины
4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными
Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»
- Один музей, два музея, ... пять музеев, десять музеев.
Тема: «Обобщение»
1. Приклеить в тетради по одной картинке или нарисовать:
домашнее животное, домашняя птица, зимующая птица, перелётная птица, дикое животное наших лесов, дикое животное жарких стран, насекомое. Научить ребёнка называть картинки.
2. Поиграть в игру «Будь внимателен»
-Покажи домашнее животное. Каких ещё домашних животных ты знаешь? Так спросить про: домашних птиц, зимующих птиц, перелётных птиц, диких животных наших лесов, диких животных жарких стран, насекомых.
3. Поиграть в игру «Не ошибись»
- У кого 2 ноги?4 ноги? 6 ног?
- У кого тело покрыто шерстью? перьями?
- У кого крылья?
4. Поиграть в игру «Назови ласково»
-Корова, назови ласково... Коровушка.
5. Поиграть в игру «Кого на земле много?»
- Один волк, а на земле много кого? - На земле много волков.
6. Научить ребёнка составлять сравнительный рассказ-описание любых двух
зверей по плану:
-Кто это? Пример: - Это волк, а это курица.
- Какие есть части тела? И т. д.
- Что ест?
- Как жилище называется?
- Как детёныши называются?
7. Выучить стихотворение:
Животные — живые организмы,
Их очень много на большой земле.
Они и в воздухе, в воде и под землёю,
Они живут в лесах, морях — везде.
Летают птицы, бегают олени.
И комары кружатся над рекой.
Огромный крокодил тихонько дремлет,
Медведь залез в берлогу на покой.
Над всеми - человек.
Он самый умный!
Он должен всех животных охранять,
Чтоб на земле они не умирали
И все могли семью свою создать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foto.docx | 133.23 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"
Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....