Рекомендации для родителей и воспитателей. «Народные дидактические игры»
материал на тему
Рекомендации для родителей и воспитателей. «Народные дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для родителей и воспитателей. «Народные дидактические игры» | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»
Рекомендации для родителей
и воспитателей.
«Народные дидактические игры»
Подготовила: Саидова Абидат Байравовна
Народные дидактические игры.
Создатели первых дидактических игр – это народ, подметивший удивительную особенность детей восприимчивость к обучению к игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр, и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.
Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам не зависимо от того, в каком углу земного шара они возникли. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка. В них отчетливо прослеживается сложившиеся представления разных народов взгляд на ребенка как на существо, которая нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки созданные народом, для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. А так - же для формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми, прежде всего с матерью.
К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.
Характерной особенностью народных игр является ясно выраженное обучающее содержание, включенное в игровую форму. Народные игры образны, игровые действия в них динамичны. В каждой игре отражается какой-либо случай, событие, которые и составляют основу игры и переживаний ребенка в игре. Эти игры являются доказательством педагогического таланта народа, гуманного и уважительного отношения к детям, понимания возможностей их развития. Игры с детьми отличаются теплотой и сердечностью взаимоотношений, непосредственностью и искренностью переживаний радости и вместе с тем серьезным отношением к поставленной задаче.
«В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны» — указывает А. П. Усова, высоко оценивая игры, созданные народной педагогикой. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность»
Народные игрушки - (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).
Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка, через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата.
Дидактические игры и игрушки есть для детей каждого возраста.
Мать, играя с ребенком 7-9 месяцев от роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям.
Игра «Сорока белобока» Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:
- Сорока - белобока! Где была? - Далеко!
- Что делала? - Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец),
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (загибаем мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не топил!
Двухлетний летний малыш охотно включаясь в перекличку учится говорить участвовать в диалоге, приобретает первые представления о нормах поведения. Для детей постарше предназначены дидактические игры, в которых заложены возможность развития активности, сноровки, и инициативы, смекалки. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносит неудачи.
Игра «Барыня»
Здесь много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать). Ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивать память, гибкость мышления. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку)
Используемая литература
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн.: БрГУ, 2007. - 150с.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
5.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982;
6.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976;
7.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Народная подвижная игра и ее значение в жизни ребенка"
Народная подвижная игра и ее значение в жизни ребенка...
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство совершенствования физических качеств дошкольников"
для воспитателей...
Народные дидактические игры
Представленный вашему вниманию мастер-класс является оригинальной, традиционной игрой тувинского народа....
- Мне нравится (1)