Консультация для родителей. Подготовка руки к письму.
консультация

Суетина Елена Михайловна

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_osvoenii_pisma.docx382.33 КБ

Предварительный просмотр:

Детская рука

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно  - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики. Вот только не развита рука, пишут неуверенно, медленно».  Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Письмо первоклассника — это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика — вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» — это вполне закономерное при современном образе жизни явление.     Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Первые шаги в освоении письма

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

Подготовительную работу следует начинать в три- четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными ловкими подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание, различные виды ручного труда - вот эффективное пути подготовки ребенка к письму.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают творческие мысли»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:

—        различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. п.;

—        мозаика (мелкая и крупная);

—        бусы и пуговицы разной величины;

—        свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;

—        дощечки с множеством отверстий или от мозаики   для «вышивания» шнуром или мягкой проволочкой;

—        различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;        

—        пособия для шнуровки;        

—        наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;        

—        наборы пластмассовых или деревянных палочек;

—        разнообразные мелкие игрушки.

Загадочные  палочки

Игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук и формирующие пространственные представления.

РАЗЛОЖИ ВСЛЕПУЮ

Развиваем мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику.

Приготовьте комплекты палочек по 10—20 штук, отличающиеся по длине и толщине, коробочки.

Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки. Побеждает тот, кто успешнее и быстрее выполнит задание.

Аналогичную игру можно провести с мозаикой, пуговицами, рассыпанными бусинками, косточками от фруктов.

ЛОВКОСТЬ  РУК

Развиваем тонкие движения пальцев обеих рук.

Вам потребуются комплекты палочек по 20 штук, коробочки.

По сигналу взрослого дети правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем по одной палочке кладут в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый.

Это упражнение выполняется левой рукой, затем обеими руками одновременно.

Для упражнения в ручной умелости могут быть использованы различные мелкие однородные предметы, которые предлагаются по степени сложности выполнения: счетные палочки, монетки, спички, мозаика, бусинки, фасоль, горох.

ВЫЛОЖИ  УЗОР В СТРОКЕ

Учим детей запоминать и быстро воспроизводить образец.

Приготовьте счетные палочки, бумагу в клетку. Выложите на листе бумаги в клетку орнамент по образцу. Образец рассматривается в течении нескольких секунд. В тетради отмечается рабочая строка

ПРИДУМАЙ И СЛОЖИ!

Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т. п. с помощью счётных палочек и других предметов, упомянутых выше. Договоритесь с ребёнком, сколько палочек вы будете сейчас использовать для создания каждой фигуры. Ограничения в количестве распространяется только на палочки, другие предметы можно использовать без ограничений. Допустим, вы договорились, что будете использовать 8 палочек. Сложите вместе с ребёнком одну - две фигуры, соблюдая эти правила. Вот несколько таких фигур.

                       

 

 

После этого можно перейти к соревнованию. Каждый из вас самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек и других предметов (если они нужны). Желательно, чтобы фигуры каждого игрока были сюрпризом для другого: тогда их интересно будет потом сравнить. Можно, например, поставить на столе между вами одну или две больших книги (чуть раскрыв их для устойчивости). Играть можно либо «на время» (скажем, 10 минут, что будет развивать у ребёнка чувство времени), либо «на количество фигур», например, кто раньше сложит три фигуры?. Когда фигуры готовы, вы показываете их друг другу. И заодно проверяете, сколько палочек использовано в каждой фигуре. Фигуры с «неправильном» числом палочек не засчитываются. Наверное, и Вы разок «ошибётесь», делая свои фигуры, не правда ли? Ведь ребёнку так нравится искать и находить ошибки! Не забывайте о психологическом комфорте во время игры: радуйтесь вместе с ребёнком его победе, не забыв высказать сожаление по поводу собственного поражения. Приободрите ребёнка в случае неудачи и дайте шанс поправить дело, но ни в коем случае не играйте в откровенные «поддавки». Для любой игры нет ничего хуже фальши.

НАЙДИ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ.

 С готовыми фигурами можно поиграть в новую игру. Один из вас отворачивается, а другой, скажем, добавляет к солнышку один или два луча. Первый, снова глядя на фигуры, должен определить, какие фигуры изменились, и как. Если ребёнок увидел, что лучей у солнышка стало больше, похвалите его и спросите: «А сколько было? Сколько стало? Сколько я добавил?» Пусть ребёнок и Вам задаёт такие же вопросы. Равноправие очень важно в игре. Возможностей видоизменения фигур много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на человечков шляпы, пристраивать дома и т.п. Чтобы уменьшение числа было не так заметно, используйте его, когда выкладываете фигуры из 8 -10 палочек. Дети любят эту игру, потому что она даёт простор фантазии, а ради её воплощения можно и посчитать.

ВЫЛОЖИ ПО ОБРАЗЦУ.

 Детям   предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку и предложить выложить фигуру по памяти.

ЧТО ЗА ПАЛОЧКИ ТАКИЕ?

Развиваем зрительную память, пространственные представления и ручную умелость.

Приготовьте счетные палочки. Рассмотрите фигуры на рисунке. Выложите их из палочек по памяти, а если затрудняетесь — по образцу.

Загадочные палочки

Выполните  упражнения по образцу или по памяти, опираясь на содержание стихотворных строчек.  Приложение №1

Приложение №1

Морковь

 У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.

 Снежинка

 Посмотри, какое чудо

На моей ладошке,

Опустилась ниоткуда

Маленькая крошка!

С белой вьюгой прилетела

Лёгкая пушинка.

И на варежку мне села

Звёздочка снежинка

 Гриб

Среди  травки бугорок,

А под ним растет грибок.

Крохотуля маленький,

Прямо на прогалинке.

Теплый дождик в лес пришел

Бугорочек тот нашел.

Нежно с неба поливал,

И грибочек взрослым стал.

 Груша

Мама  мне купила грушу,

Ох, и сочная была,

Нос и щёки, даже уши

Груша соком облила.

 Дом

Я себе построю дом,

Много места будет в нём

 Ёлка

Пушистая, смолистая,

Всем нам очень нравится!

Елочка, иголочка,

Зеленая красавица!

 Жук

Жук в пеньке устроил дом

И живет отлично в нем.

 Корабль

Лодка с парусом плывет,

 капитан его ведет.

 Листок

Похвалялся листик клёна:

Был я, как и все – зелёный,

А сейчас я вот какой –

Жёлтый, красный, золотой,

И румяный, и резной –

Ну, красавец расписной.

 Очки

Очки – совсем не пустячки,

В них видно близь, и видно даль.

 Бабочка

На лесной полянке чудо -

на цветочках  бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

        Телевизор         

Что же это за окно?

В нём мультфильмы и кино,

Зоопарк и карнавал…

Выбирай любой канал!

Звезда  

Звезды нам с небес сияют,

Ночью путь нам освещают.

 

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам и помогаю

Делать горку, строить дом.

Литература

Н,В.Новоторцева   Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: «Академия развития» 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...