Воспитание честности в дошкольном детстве
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для родителей по нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochestnosti.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание честности в дошкольном детстве
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Именно в этот период закладываются черты характера, формируются навыки, привычки и склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения. Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ними, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать. Фантазируя, ребенок выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит
храбрым и умным, находчивым и ловким. Жажда самоутверждения , стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения. Особенно ярко это можно наблюдать в подвижных играх. Каждый ребенок стремиться выиграть, быть первым. Ради победы дети нарушают правила игры. Приходится прекращать игру, напоминать детям о выполнении правил. Медали в спорте получают самые достойные. В играх с настольно-печатным материалом, где участвуют несколько детей, повторяется то же. Кто- то из детей ради выигрыша нарушает ход игры, спорит, не хочет признавать свою ошибку. Обычно с такими детьми остальные общаются не охотно и в дальнейшем стараются обходиться без них. Целесообразно в нравственном воспитании детей использовать прием — вознаграждение за честность. Таким вознаграждением может быть похвала, проявление радости от того, как хорошо поступает ребенок, сказав правду. В детском коллективе всегда присутствуют определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей на развитие и воспитание у них положительных черт характера. Эти правила одинаковы для всех детей:
- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
- в распределении ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;
- соблюдай правила игры;
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово — держи его;
- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;
Наблюдения показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста не умеют держать обещанное. И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же. Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуации. Не надо забывать и о малых фольклорных жанрах, роль которых неоценима в воспитании детей. На каждый случай у нашего народа есть меткое слово — мудрая мысль — это пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает хвастунов, лгунов:
- Кто один раз соврет, тому больше не верят.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Раз соврал — навек лгуном стал.
Русская пословица не только осуждает плохие поступки людей, но и подсказывает, как следует поступить, чтобы их исправить: умел ошибиться, умей и исправиться.
Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнении трудовых обязанностей. Задача родителей — воспитывать у детей отрицательное отношение ко лжи, как к чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человека. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствует о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей, кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители или испытывает дефицит внимания с их стороны. Девочка из многодетной семьи в детском саду постоянно жаловалась: болит голова, болит живот, хотя это не соответствовало действительности. Оказывается, она хотела привлечь к себе внимание взрослых, вызвать к себе сочувствие. Родители должны быть для своих детей образцом правдивости и честности не только в отношениях между собой, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещание, не держат данное слово.
Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.
Литература:
1. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика»- М., 1994 г.
2. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» — М., 2000г., с. 232.
3. Островская Л. Ф. «Поговорим о честности» Дошкольное воспитание. 1987г., с. 7
4. Сухомлинский В. А. О воспитании. —М.,1973,с__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми....
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – это период первоначального становления личности ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности: формируется соподчинение мотивов, развиваются нравственные представ...
Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "
Доклад на педагогический совет "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста "...
Концепция дошкольного воспитания о самоценности дошкольного детства
Консультация для воспитателей....
Консультация "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
как воспитать детей честности и правдивости...
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
Методический материал...