« Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду."
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
по теме: « Экологические наблюдения и эксперименты
в детском саду.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-образным и наглядно-действенным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы экологический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
На сегодняшний день методика организации детского эксперименти-
рования разработана не полностью. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное - отсутствие направленности педагога на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Детское экспериментирование, как метод обучения.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.
Дети любят очень экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода выступали многие педагоги – Я. А. Коменская, К.Д. Ушинский .и др. Несмотря на многие позитивные стороны, этот метод на получил широкого распространения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.. Поддъяков (1997) сформировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности эксперимент является не игра, как это принято считать, а имитирование. Для осуществления данного вывода приводятся многие доказательства.
- Игровая деятельность требует стимуляции и определённой организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления ( в том числе и на людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребёнку, а строится самими детьми.
- В экспериментаторстве достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
- Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путём экспериментирования психическое развитие ребёнка затормаживается.
- Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Это хорошо понимали и неоднократно подчёркивали выдающиеся педагоги, что подтверждает их высказывания.
Дж. Локк, 1693 « Они (дети ) путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают, Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждения»
И. Г. Песталоцци,1800-1805г «..созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным фундаментом обучения, так как оно ( созерцание) является существенной основой человеческого познания. Всё, что следует за тем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия»
« Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению»
« Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползёт по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»
« Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним и снова уходят, не навязываясь ему…Редко требуй от него суждений.
М.М. Манасеина, 1880г « …при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты.
П. О. Эфруси, 1928г . « Борьба с «интеллектуализмом» и «рационализмом» школьной педагогики вступает в новую фазу на основе современных сведений о роли субъективных зрительных образов в детских восприятиях, с одной стороны, с другой – в связи с данными, касающимися эволюции логического мышления»
Н. Н. Поддъякова 1997г «Фундаментальный факт заключается
в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все
сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и
игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности
Что такое экспериментирование?
Слово « эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», переводится как « проба, опыт»
Современный словарь иностранных слов содержит такое определение: ЭКСПЕРИМЕНТ – это 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо»
« Большая Советская энциклопедия» добавляет:» Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпритацию его результатов». « Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создаёт возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении»
В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человеку в целом. Мы применяем словосочетание « детское экспериментирование».
Как и большинство слов русского языка, « экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применять для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Связь детского экспериментирования с
другими видами деятельности
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение в природе и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением в природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд ( например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонне. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой- экспериментирование вызывает у ребёнка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента- при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь экспериментирования с изодеятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В тоже время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изодеятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Связь с математикой, во время проведения опытов необходимо всё время считать, измерять, сравнивать и т.д.
Экспериментирование связано также и с другими видами – чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Классификация наблюдений и экспериментов.
- По характеру объектов используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с неживой природой
- опыты собъектом которых является живой человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу
3. По количеству детей
- индивидуальные (1-4)
- групповые (5-10)
- коллективные (вся группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"
Методические рекомендации к семинару - практкуму по экологическому воспитанию....
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают...
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ...
Методическое пособие "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ"
В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.Предназначается для работников дошк...
ПРОГРАММЫ ДОУ А.И. ИВАНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОГРАММЫ ДОУ А.И. ИВАНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕНАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУлМетодическое пособие 2-е издание...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»...