Вежливость. Родительское собрание в старшей группе детского сада.
консультация (старшая группа) на тему
Обсуждаются вопросы ...Если ребёнок перебивает взрослого, Если ребёнок не здоровается, Если ребёнок ругается матом. Памятки в помощь родителям по данному обсуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_v_11_gr._vezhlivost.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе. 22.12.2016 год
Выступление педагога-психолога Егоровой М.Г.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М.Монтегю
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!»
Если ребенок перебивает взрослых… «Не перебивай меня, не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?
Первые слова, первые фразы…как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать. Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, - это может означать, что он:
- не умеет слушать;
- проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
- хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
- не обладает достаточным запасом терпения;
- недополучает родительского внимания.
Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешиваться в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.
Если ребенок не здоровается…
Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы предлагаем родителям увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т.п. Васе понравятся такие веселые способы, а однажды, когда пройдет уже несколько месяцев, мы услышим от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!».
Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.
Если ребенок ругается матом…
Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В.Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «Пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике? Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.
Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций.
Дело в том, что ребенок 4 лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова-то у вашего сына мусорные). Однако к этому способу необходимо прибегнуть только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т.п.
Памятка для родителей «Как научить ребенка не перебивать взрослых»
- Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
- Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т.п.
- Научите вежливым способом пребывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной
- Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
- Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
- Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
- Сами никогда не перебивайте ребенка!
Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»
- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
- Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
- Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
- Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
- Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.
- Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей «Как отучить ребенка ругаться матом»
- Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «Мусорные» слова.
- Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (А вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
- Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
- Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
- При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
- Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
- Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"
Представлен конспект проведения родительского собрания "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...
Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"
Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»...
Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Роль семьи в организации чтения"
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в организации чтения» Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг в семье играет огромную роль ...
Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»
Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....
Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"
Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»
ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...