Музыкотерапия
консультация на тему
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В данной статье представлен музыкальный материал необходимый для регулирования психоэмоционального состояния, "музыкальная аптека" и лечебные музыкальные инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.doc | 184.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.
Нужны ли наушники?
- Если говорить об обычных наушниках, то в помещении с нормальной акустикой удобнее обходиться без них. А вот с помощью микронаушников музыкой можно воздействовать на точки акупунктуры. Для этого их прикладывают к соответствующим местам на коже и закрепляют на время сеанса обыкновенным пластырем. Иногда бывает очень полезно совмещать обычное прослушивание с такой музыкальной аппликацией.
- Неужели человек умеет "слушать кожей"?
- Нет, здесь работает другой механизм. Дело в том, что каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания складываются в своего рода мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.
Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, но когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны, вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего внутреннего "оркестра".
А можно ли лечить музыкой детей?
Организм ребенка требует особо бережного отношения. Исследования в области музыкальной терапии детей ведутся очень активно. Недавно получены очень интересные результаты. Выяснилось, что музыкотерапия может помочь детям научиться правильно общаться друг с другом, если они испытывают трудности при контакте со сверстниками.
Хорошо действует музыка на ребят с отставанием в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Однако на сегодняшний день педиатров, профессионально занимающихся музыкотерапией, у нас в стране нет. Но есть надежда, что примерно через год они появятся.
Какие надежды в будущем связывают врачи с лечением музыкой?
- Уже сегодня можно уверенно говорить о новых перспективах применения музыкотерапии. Например, эксперименты показали, что духовная музыка активизирует клетки организма и мешает размножению ряда патогенных бактерий. Так что не исключено, что со временем и инфекционные заболевания можно будет излечивать с помощью хоралов Баха или "Всенощной" Рахманинова. И это не фантастика. Вспомним, что на Руси в стародавние времена было принято беспрестанно звонить в колокола во время эпидемий. Современные данные позволяют оценить медицинский смысл этого обычая. Так что в этом новом современном способе лечения мы снова возвращаемся к своим традициям.
Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" 1,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".
Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения
Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием)
Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища
Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму
Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют "школой эмоций"
«Музыкальная аптека»
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»)
«Головка болит»
Лечим: «Весенняя песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского
«Животик болит»
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)
«Не думается»
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)
«Болит, болит, болит»
Лечим: анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель
«Уснуть не могу»
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колысаночки» (фольклор)
«Мне грустно»
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди
«Горлышко болит»
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов
На все случаи жизни для малыша – Моцарт!
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Лечебные музыкальные инструменты:
Инструмент - Фортепиано, аккордеон
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения
Эффективное время суток - утро
Инструмент - Гитара
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток – полдень
Инструмент - Флейта
Действие - восстанавливает функцию печени
Эффективное время суток - вечер, ночь
Инструмент - Скрипка
Действие - активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Инструмент - Саксофон
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер
Инструмент - Труба
Действие - улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро
Инструмент - Арфа
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер
Инструмент - Барабан
Действие - Укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утро
Советы для родителей.
1. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.
2. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.
3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
4. Водите ребёнка в театр, на концерт, где участвуют дети.
5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные телепередачи.
6. Накапливайте детскую фонотеку.
7. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
8. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на муз. инструментах, танцуйте).
9. Предлагайте детям разнообразную музыку.
10. Отдайте ребёнка в музыкальную школу (по возможности).
11. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.
12. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.
13. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.
14. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и вечерах развлечений в детском саду.
15. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы).
16. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Музыкотерапия
Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)
Консультация для воспитателей по теме "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...
статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"
Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...
МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
После проведения исследования, хочется поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...