Консультация для родителей: "Готов ли ребенок к школе".
консультация (подготовительная группа) по теме

Грызлова Анна Владимировна

       Готовность или не готовность ребёнка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Готов ли ребёнок к школе»

подготовительная к школе группа

составила Грызлова А.В,

учитель-логопед

Речевая готовность ребёнка к школе.

       Готовность или не готовность ребёнка к  начал у школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

       У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

       Обязательной проверке подлежит следующее:

  1. правильность произношения звуков;
  2. умение различать звуки речи на слух;
  3. владение элементарными навыками анализа слов;
  4. состояние словарного запаса;
  5. сформированность грамматических систем;
  6. владение связной речью.

       Правильность произношения звуков.

       До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЁНОК вместо ЦЫПЛЁНОК, или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

       Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.

       Умение различать звуки речи на слух.

       Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок к овладению грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков [б] [п] он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

       Исследование слуховой дифференциации звуков проводиться по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком.

       Звуковой анализ слов.

       Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся «доступными» детям уже в дошкольном возрасте и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

       Словарный запас.  

       Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, животные, птицы, продукты питания, транспорт и т.п.), которые начинают усваиваться детьми с 3х лет.

       Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приёмов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребёнка определённых слов. Вот наиболее распространённых из этих приёмов:

  • называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
  • нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;
  • подбор признаков  к определённому предмету;
  • подбор возможных действий к предмету;
  • подбор предметов к заданному действию;
  • подбор синонимов (слов, близких по значению);
  • подбор антонимов (слов с противоположным значением).

 

       Сформированность грамматических систем.

       Имеется в ввиду выяснение вопроса о том, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по числам, родам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом так и остаётся столом. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении – образуются так называемые однокоренные слова. Так слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже разными словами, а не разными формами одного слова.

       Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. эти сроки довольно условны.

       Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем очень важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются некоторые трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребёнка, в других  - это возможно выявить лишь в процессе специального исследования.

       Владение связной речью.

       Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

       Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей после 3х лет, поскольку лишь только в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у неё уже имеются все доступные речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для неё – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

       Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут описательными и сюжетными. Описательный заключается в простом описании реальных или изображённых на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый. У него небольшие ушки и короткий хвост. …». В сюжетном рассказе имеются завязка действий, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка. События здесь должны передаваться в определённой временной последовательности, с учётом их причинно-следственных связей.

Формирование интереса к чтению.

       Перед тем, как начать обучение ребёнка чтению, необходимо, чтобы у него к этому появился хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдёт, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.

      Каким же образом следует это делать? Есть только два способа:

  1. как можно больше читать ребёнку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи и т.д.
  2. рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

       Перед тем, как начать обучению чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребёнка уже сформировались, а какие ещё предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чём можно узнать, если прочитать какую-нибудь интересную книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего это тебе нужно?».

       Стремиться надо к тому, чтобы у ребёнка были сформированы следующие пять мотивов:

  1. познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.д.).
  2. перспективный мотив – стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
  3. мотив личного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким,  как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «Какой молодец наш Дима. Уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили!».
  4. деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-нибудь слова, придумывать разные интересные истории или сказки и т.п.
  5. мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

       Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведённых выше мотивов, можно смело обучение чтению.

Подготовка руки к письму.

       Ещё одной важной задачей подготовки ребёнка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.

       Содержательная сторона – это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется.

       Двигательная сторона письма – это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Всё это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

     

       Обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и  умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. Усвоенные навыки ребёнок применит к новой для него деятельности.

       Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов. По мнению многих специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности всё таки является рисование.

       Учёными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое мышление, за которое ответственно левое полушарие.

       Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

       В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребёнка начинает активизируется деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребёнка интенсивно развивается мышление, т.к. оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

       В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.

       Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребёнка и положение рук так же близки к тем, которые необходимы при письме.

       Если обращать внимание ребёнка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребёнок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.

       Для письма важно, чтобы ребёнок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элемента узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками изображения могут быть покрупнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе ?"

Материал содержит информацию о понятии ( готовность к школе). Раскрываются параметры физической готовности к школе, психологической. эмоциональная зрелость, социально -коммуникативная готовность....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Под  «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Краткое содержание,что ребенок должен знать и уметь перед школой....

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их кореня...

Консультация для родителей: "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...