Как читать и рассказывать детям.
консультация на тему

Салимьянова Роза Мухаматулловна

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение в окружающему.
Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Взрослые никогда не должны забывать того громадного, неотразимого влияния, которое живое слово имеет на ребенка.
Изложение материала является образом, откуда дети принимают слова выражения, интонацию голоса. Известно, как велика в этом смысле сила подражательности у детей. Поэтому воспитатель должен чутко следить за своей речью. Язык должен быть прост, ясен, выразителен и образен и будучи вполне доступен, он должен в то же время способствовать усовершенствованию и обогащению языка детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД  №10 «БЕЛОЧКА»

Как читать и рассказывать детям.
Консультация.

Выполнила:

Салимьянова Р.М,

воспитатель

Содержание.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение в окружающему.
Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Взрослые никогда не должны забывать того громадного, неотразимого влияния, которое живое слово имеет на ребенка.
Изложение материала является образом, откуда дети принимают слова выражения, интонацию голоса. Известно, как велика в этом смысле сила подражательности у детей. Поэтому воспитатель должен чутко следить за своей речью. Язык должен быть прост, ясен, выразителен и образен и будучи вполне доступен, он должен в то же время способствовать усовершенствованию и обогащению языка детей.
Логическая последовательность действия, выдержанность тона, ударений, пауз: должны превратить рассказ в образец живого слова. Выразительная мимика и удачный жест способствует силе впечатлений. Роль рассказчика граничит с ролью актера. Необходимо при этом оставаться естественным, непринужденным, соблюдать чувство меры избегать натяжек и фальши . К которым дети так чувствительны.
Умение читать и рассказывать является иногда прирожденным даром, но его можно в себе и развивать, если позаботиться о приобретении тех навыков, которые дадут  ему силу владеть душой ребенка и направить его путем живого слова.
Читать и рассказывать детям можно все что доступно из возрасту и пониманию, и читать так, чтобы услышанное не прошло мимо, а осталось в их сознании в виде яркого, образного впечатления.
Плох тот педагог, который будет черпать нужный материал только из книг. Он должен знать лучше автора любой книги, что нужно для его детей в тех условиях, в которых он работает. Нужный материал он может находить сам. Он должен развивать в себе умение передавать его детям в виде простого интересного рассказа.
Личные переживания, наблюдения рассказчика играют огромную роль. На такие рассказы дети реагируют с особым интересом. Дети особенно любят рассказы взрослых о временах или событиях, когда они были маленькие.
В азбуке Л.Н.Толстого помещены маленькие кусочки всегда жизненные способные заинтересовать содержанием темы для рассказов. Например: «Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню. Таких тем много, их надо развивать переработать в рассказ. Педагог должен упражнять в себе соответствующее умение.
Рассказчик должен заинтересовать детей, рассказ педагога является образцом, которому следуют дети. Прерывать рассказчика дети не должны, но их речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но наоборот закрепляют связь между детьми и рассказчиком.
При чтении рассказа или сказки лучше не показывать картинок, т.к это нарушает целостность впечатлений.
Однако некоторые рассказы рассчитанные на маленьких детей требуют одновременного показа иллюстраций, в этом случае картинки не должны нарушать ход мыслей и отрываться от содержания рассказа.
Встречающие в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы надо разъяснеть предварительно. Желательно, чтобы новое литературное произведение расширяло круг их представлений и знакомило детей с новыми образами, явлениями. Этого требуют интересы культуры речи и обогащения словаря детей.
Один и тот же рассказ или сказку можно рассказывать детям несколько раз: малыши этого требуют.
Прежде чем приступать к чтению или рассказу следует себе поставить вопрос: представлю ли я себе ясно то, о чем хочу сказать, все ли понятно?
Живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенном этапе художественное  чтение отличается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой речи.
Выразительное художественное чтение доводи до сознания детей все богатство родного языка ,способствует  тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством .Это возможно только при условии если художественный образ и слово преподнести детям в своей живой нерушимой целости.
Народные сказки рекомендуются рассказывать – тогда легче передавать моральную направленность произведения, остроту ситуации, свое отношение к развертывающимся событиям. Небольшие произведения – часть занятия, а остальные занятия целиком, но перед этим должна быть проведена подготовительная работа н-р: игра «Замени слово» где дети подбирают синонимы это помогает ребенку запомнить новое для него слово фразу обогащая его память и речь.  Н-р: Лютая это кошка? Туго пришлось волку это как. Далее воспитатель сообщает, что эти слова живут в сказке, которую он сейчас расскажет или прочитает. После прослушивания сказки , произведения желательно провести беседу по ее содержанию. Понять, почувствовать образность языка помогают физ.минутки/паузы/. Н-р: И впрямь находчивый этот жихарка обхитрил лису. Лиса на лопате… что сделала?/свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась/. Покажите /на ковре/,что сделала лиса. И здесь же воспитатель делает анализ все дети ли слушали внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что читать и рассказывать детям о Святом Николае

Уже совсем скоро начнутся новогодние праздники. Безусловно, первым и, наверное, самым любимым детским праздником, к нам придет день Святого Николая. Праздник этот является христианским, его отмеч...

«Читайте, рассказывайте детям русские народные сказки»

Нашим детям 2 – 3 года и они очень любят сказки, особенно о животных. Почему? А потому, что эти сказки легко воспринимаются, запоминаются детьми. В сказках о животных много действия, движения, э...

Консультация: «Читаем и рассказываем детям о ПДД»

Уважаемые родители!!!Не все придают значение обучению своих детей знакам  и Правилам дорожного движения, ссылаясь на то, что ребёнок всегда находится под присмотром. А ведь порой собственный двор...

Что читать и рассказывать детям о Святом Николае

Что читать и рассказывать детям о Святом Николае...

Как важно читать и рассказывать сказки детям

Как важно читать и рассказывать  сказки детям.Какие же они сказки? Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задуше...

Консультация для родителей "Как нужно читать и рассказывать сказки детям"

Материал для родителей дошкольников о том, как правильно читать и рассказывать сказки детям дома...