Темперамент моего ребенка
занимательные факты на тему

Мухачева Наталья Александровна

буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_moego_rebenka.docx54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №24"

http://smeharikov.net/templates/online/images/smeshariki.jpg

Темперамент моего ребенка

подготовила Мухачева Н.А.

педагог-психолог

Березники, 2015 г.


Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок!

 Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать!

А слезы из-за сущих пустяков!

 А непробиваемое молчание на все наши истерики?

    Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

  Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

1. Как говорит ребенок?

а) быстро и эмоционально, любит жестикулировать;

б) тихо и неуверенно;

в) многословно и оживленно;

г) мало и медленно, без жестов.

2. Узнав, что у сверстника хорошо получается какое-либо дело:

а) будет заметно обеспокоен, постарается доказать, что он не хуже;

б) огорчится, не захочет даже пробовать свои силы в этом деле;

в) легко признает свою некомпетентность и не придаст этому значения;

г) не обратит на это внимания.

 3. Если станет свидетелем бурного спора родителей:

а) вступит в дискуссию, будет громко защищать одну из сторон;

б) встревожится, заплачет или прижмётся к одному из родителей;

в) предпримет попытку помирить спорящих;

г) не продемонстрирует никакой внешней реакции.

 4. Когда не получается сделать что-то сложное:

а) проявляет упорство и настойчивость, но громко возмущается;

б) теряется, заметно волнуется;

в) легко бросает начатое дело;

г) невозмутимо и упрямо старается добиться результата.

 5. Если очень хочется сделать то, что вы запрещаете:

а) бурно возмущается и кричит, вас при это не слушая;

б) волнуется, плачет;

в) устраивает дискуссию, уговаривает вас пересмотреть своё решение;

г) реагирует сдержанно, без вопросов.

6. Услышав справедливое замечание в свой адрес:

а) недоволен и оскорблён;

б) расстроен и обижен;

в) показывает, что раскаивается, но в будущем совершает тот же поступок;

г) хладнокровно выслушивает.

 7. Оказавшись в непривычной обстановке или знакомясь с людьми:

а) ведёт себя активно и энергично, проявляет инициативу;

б) демонстрирует неуверенность в себе, сильно нервничает;

в) быстро адаптируется к ситуации, легко налаживает контакт с людьми;

г) безразлично, не совершает поспешных поступков.

 8. Как реагирует на грустные или страшные сцены в фильмах?

а) вскакивает, громко сообщает, как бы сам поступил («Да я бы их всех…»);

б) нервничает, в дальнейшем отказывается пересматривать фильм;

в) сочувствует и предупреждает действующих лиц об опасности;

г) невозмутимо.

 9. Если какая-либо ситуация требует быстрой реакции:

а) действует незамедлительно и весьма эмоционально;

б) ведёт себя несмело, не может ни на что решиться;

в) легко принимает решение;

г) заметно медлит.

10. Как просит родителей купить ему какую-нибудь вещь?

а) эмоционально и настырно;

б) неуверенно и нервозно;

в) настойчиво, но миролюбиво;

г) вяло и немногословно.

 11. В каком состоянии чаще всего пребывает?

а) деятельном;

б) печальном;

в) жизнерадостном;

г) невозмутимом.

12. Как ведёт себя в конфликтной ситуации со сверстниками?

а) никого не слушает, спорит, дерётся;

б) обижается, хнычет, жалуется;

в) выслушивает противников и высказывает собственное мнение;

г) уходит от конфликта, высказывает миролюбие или безразличие.

 

Ключ к тесту

Подсчитайте, каких ответов у вас оказалось больше, и определите преобладающий тип темперамента. А – холерик; Б – меланхолик; В – сангвиник; Г – флегматик. «Чистых» темпераментов не существует, поэтому нужно подсчитать вторые по частоте ответы. Это поможет выяснить, какие типы темперамента сочетаются в личности вашего ребёнка. Если для двух типов темперамента получилось одинаковое значение, можно сделать вывод: черты того и другого свойственны малышу в равной мере. Помните: нет хорошего или плохого темперамента – каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.


Сангвиник
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Флегматик
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим.
Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.
Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Меланхолик
Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.
Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки. 
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.
Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Темперамент Вашего ребенка"

Темперамент ребенка - неотьемлемая часть его личности. Знание особенностей каждого типа темперамента позволит найти родителям общий язык со своим ребенком....

"Темперамент вашего ребенка"

Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении....

Знаете ли вы темперамент своего ребенка "Воспитание шустриков и мямликов"

Уважаемые коллеги! Этот материал Вы можете использовать как консультацию для родителей или беседу на родительском собрании....

Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...

Консультация "Темперамент моего ребенка"

Одни дети от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны, самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себ...

Консультация для родителей «КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У МОЕГО РЕБЕНКА»

ПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ЗАЧЕМ?Как трудно маме с ребенком-непоседой. Кажется, что будь малыш копушей, его воспитание проходило бы намного проще, да и времени на личные дела оставалось бы больш...