Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Рекомендации родителям о готовности ребенка к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Шестилетний ребенок стоит на пороге еще одной ступеньки детства, он замер перед дверью, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа. Ему 6 лет, он не малыш.
Однако, чтобы пойти в школу он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.
А это будет по силам ему, когда вы будете рядом с ним, и он сумеет опереться на Ваше верное плечо. Да Ваша помощь для него - необходимая потребность, благодаря которой он скорее станет «школьнозрелым».
Хотя ребенок и не плод в понятном для нас смысле слова, но он как плод должен «созреть», чтоб выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, постулатов, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и детьми, учителем и ребенком и даже между ним и Вами.
Для этого ребенок должен созреть функционально, чтобы осилить новый способ, вернее, новый стиль своей жизни.
И в 6 лет это уже можно. Все системы организма созрели все почти настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Однако этот новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо Вам развивать, чтобы они быстрее превратились в реальность.
Какие это предпосылки?
- Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
Учебная мотивация складывается при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе.
Рекомендации: занимаясь с дошкольником, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Постепенно у дошкольника войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получиться.
- Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину. Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном трудности возникают у детей, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. Мотивационные причины этого: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности.
Рекомендации: складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков; выкладывание мозаики по образцу; собирать конструкторы по заданным картинкам и просто что-либо срисовывать. Игры-пазлы: если их собирать анализируя и выбирая фрагменты ориентируясь на цветовую гамму рисунка, выделяя фон рисунка, то такие занятия способствуют развитию умения работать по образцу. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким стыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
Игры с правилами так же способствуют развитию произвольности поведения. В таких играх ребенок учится подчинять свои желания, свое поведение заданному, предложенному сверстниками, либо условиями игры правилу.
- Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними. От усвоения процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Первый этап интеллектуальных операций – усвоение нового правила работы (решение задач и т.п.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.
Рекомендации: Сравнивать предметы, находить, выделять и обозначать словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все предметы к какому-то одному классу или понятию. Экспериментировать с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками. Привлекать готовить вместе тесто, а потом печь пироги (изменение свойств и состава веществ). Составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
- Хорошее развитие фонематического слуха.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Рекомендации: игры «Называй слово на букву…», «Цепочка слов» (игрок называет слово, следующий называет слово на последний звук в этом слове), «Найди звук» (в названом слове определить местоположение заданного звука – в начале, в середине, в конце слова), «Расколдуй слово» (назвать за три попытки все звуки (не буквы), из которых состоит заданное слово).
Итак, психологическая готовность к обучению в школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или наличие проблем в успешном усвоении школьной программы.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения по программе любой сложности. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Рекомендации: для психологической готовности к обучению не мало важно познакомить ребенка до начала занятий с учителем. Посетите вместе с ним классную комнату, дайте возможность посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку не знакомой, прогуляйтесь по школе (покажите важные для жизнедеятельности будущего ученика помещения в школе). Обговорите с ребенком режим дня. Спросите у малыша о его чувствах и впечатлениях от знакомства со школой. Успокойте его волнения и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Таким образом, соблюдение режима дня, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.
Удачи Вам и Вашему малышу на пороге школы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....