Консультация для родителей: «Весёлые игры со звуками»
консультация
Предлагаю Вашему вниманию игры и рекомендации, которые помогут развить у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки речи) и умение анализировать и синтезировать слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Весёлые игры со звуками | 86.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Весёлые игры со звуками»
Уважаемые родители!
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности при овладении навыком фонематического (звукового) анализа и синтеза слов.
Сначала определим, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза.
Анализ - это процесс мысленного разделения целого предмета на части, а также установления связей и отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа.
Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы - фонемы (звуки), заключается в неумении слышать гласные звуки и отделять гласные звуки от согласных.
Предлагаем Вашему вниманию игры и рекомендации, которые помогут развить у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки речи) и умение анализировать и синтезировать слова.
"Скажи как я". Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять конкретный звук при произнесении слова.
"Найди место звука в слове". Чтобы ребёнку было интересно, сделайте из цветной бумаги дорогу, разделите её на три части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы вместе будете передвигать по дороге. Определитесь, место какого звука и в каком слове Вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссок, носсс, миссска). Если звук слышится в начале слова, то игрушка оказывается в начале дороги. Если звук слышится в середине (конце) - игрушка передвигается до середины (конца) дороги и останавливается там.
"Назови первый (последний) звук в слове". Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый (последний) звук в слове.
"Назови слово на заданный звук". Игра также проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
Предположим, что ребёнок научился определять, какой звук Вы подчёркивали, произнося слово; сам может сказать слово, выделив в нём любой звук, назвать слова на заданный звук, определить место звука в слове. Но это ещё не значит, что он научился звуковому анализу. При проведении такого анализа нужно назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если Вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово "кот", а он отвечает Вам: "В слове "кот" есть звук "о", звук "к" и звук "т", - это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ является основой грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если Ваш ребёнок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове "дом" три звука - нарисуем три клеточки. Предложим ребёнку картинку, на которой нарисован дом, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай найдём эти звуки и назовём их по порядку. Скажи слово "дом" так, чтобы в нём был слышен первый звук." - "Д-д-дом", - старательно произносит ребёнок. "Какой в этом слове первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д". В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите мозаику и выберите из неё белые или жёлтые элементы. Не трогайте красные, синие и зелёные - они ещё понадобятся.
Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова "дом". Первая клеточка уже закрыта - найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесём слово "дом" так, чтобы услышать в нём второй звук; первый, "д", - мы уже знаем. Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним: "до-о-ом".
Здесь нам поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой - указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а Вы вместе с ребёнком долго тянете: "до-о-ом". "Какой же второй звук в этом слове?" - "О". - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой". Ребёнок берёт точно такую же, как первая, фишку и ставит её на вторую клеточку. "Видишь, - продолжаете Вы, - мы уже знаем два звука в слове "дом". Давай найдём последний звук в этом слове. Скажи слово "дом" так, чтобы был слышен последний звук".
И снова Вы ведёте указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "до-м-м-м". "Какой последний звук в слове "дом-м-м"?" - "М", - отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет пропускать звуки.
Вот и проведён первый звуковой анализ слова. Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове!
В подготовительной группе детского сада ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ слова, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: губы, зубы, язык и нёбо. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Согласные твёрдые звуки, например, звук "н", мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки, например, звук "нь", - зелёным.
Чтобы ребёнку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к совместной игровой деятельности, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять, используя не только карточки и фишки, но и при помощи пуговиц, игрушек соответствующих цветов. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Работа с разноцветными элементами мозаики, фишками, жетонами, пуговицами развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие и внимание.
Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте вместе с ребёнком звуковой анализ слова. Например, слова "мак".
"М-м-мак" (подчёркнуто артикулируется звук "м") - скажи как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Возьми жетон, который обозначает согласный твёрдый звук "м" и положи его под картинкой.
"Ма-а-ак" - скажи как я. Какой звук ты слышишь после звука "м"? Какой это звук? Почему? Возьми жетон, который обозначает гласный звук "а", и положи его также под картинкой справа от первого жетона.
"Мак-к-к" - скажи как я. Какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Возьми жетон, который обозначает согласный звук "к" и снова положи его под картинкой после жетона, обозначающего звук "а".
Назови все звуки в слове "мак" по порядку. Какой первый звук в слове "мак"? А какой в этом слове последний звук? Где находится звук "а": в начале, в конце или в середине слова? Назови гласный звук в слове. Назови согласные звуки в слове. Какие они: твёрдые или мягкие? Сколько всего звуков в слове "мак"?
При звуковом анализе получается красочная схема.
Теперь Вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые.
Чтобы развивать звуковой синтез, играйте с ребёнком в игру "Угадай слово". Вы называете отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово, например, "к", "о", "т" - "кот".
Успехов Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Весёлые игры с детьми
Если вы идёте куда-то вместе с ребёнком и не знаете, чем заняться, то вам могут пригодиться эти зaмeчательные игры «на ходу»....
Консультация для родителей «Весёлые игры на заснеженном дворе»
Консультация для родителей «Весёлые игры на заснеженном дворе»...
Консультация для родителей «Весёлые пальчиковые игры»
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры могут стать прекрас...
Консультация для родителей Весёлые музыкальные игры для дошкольников
Иллюстрирование темпа и ритма поможет научить малыша лучше чувствовать темп. Активно для этого используйте игрушки. Наприм...
Консультация для родителей "Весёлые игры с ребёнком "На ходу".
Консультация для родителей "Весёлые игры с ребёнком "На ходу"...
Консультация для родителей: "Весёлые игры для детей"
Выберите вместе с ребёнком несложные в исполнении песенки, которые понравятся вам. Пойте её вместе с ребёнком. При этом...