Консультация для родителей "Адаптация детей в детском саду"
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей "Адаптация детей в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

Детский сад № 22 «Тополёк»

группа № 13 «Капитошки»

Воспитатель: Петухова

Елена Владимировна

Г. Бердск 2016

Адаптация ребенка в детском саду

Детские слезы, маленькие ручонки, протянутые в пустоту вслед уходящей маме и отчаянная просьба: «Мамочка, не оставляй меня здесь!». Какую же душевную боль, смятение и тревогу в этот момент испытывают дети и родители. Каждый день они проходят через это, пока ребенок не привыкнет к новой жизни.

Итак, адаптация ребенка в детском саду – это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ему пространству, режиму дня, характеру питания, а также к новому социальному окружению и новым отношениям (межличностным и коллективным).

Длительность и характер адаптационного периода в детском саду 

Помните, что каждый ребенок индивидуален, и заранее угадать, как быстро и легко он привыкнет к садику, невозможно. Однако есть некоторые факторы, оказывающие влияние на длительность и характер адаптации ребенка в детском саду.

  1. Возраст ребенка

Относительно спокойно привыкание протекает у детей 3-4 лет. Обладая развитой речью и высокой познавательной активностью, они начинают строить первые избирательные взаимоотношения со сверстниками, руководствуясь личными симпатиями. Их манят новые игрушки, неизведанные места – все то, что выходит за рамки семейного круга. Это в определенной степени сглаживает тяжесть адаптационного периода, отвлекает от переживаний из-за разлуки с семьей.

  1. Индивидуальные особенности детей

Застенчивые, робкие и замкнутые дети трудно и болезненно расстаются с мамой, намного дольше адаптируются к новым условиям и чаще других болеют. Общительные, веселые и легко идущие на контакт — наоборот, довольно быстро начинают чувствовать себя в саду, как дома.

  1. Жизненный опыт малыша

Дети из большой семьи, либо те, кого родители часто брали в шумную компанию друзей или отправляли на неделю погостить у бабушки, с удовольствием контактируют с незнакомыми людьми в группе. По реакциям взрослого они сразу понимают, что можно делать, а что – нет. Новая обстановка и множество разнообразных игрушек вызывают восторг. Дети, чей круг общения ограничен, адаптируются в садике тяжелее.

Психологи называют легкой адаптацию, которая наступила к 20-му дню пребывания ребенка в садике! 

Об адаптации средней тяжести говорят, когда поведение ребенка восстанавливается к 30-му дню. 

Тяжелой считается адаптация, которая продолжается 2-6 месяца и больше. 

Этапы адаптации ребенка в детском саду и их характеристика

  • Подготовительный

Его необходимо начать примерно за 2 месяца до поступления в детский сад. На этом этапе у ребенка следует сформировать навыки самостоятельности – кушать ложкой за столом, одеваться и раздеваться, убирать игрушки, просить о помощи. 

  • Основной

Главная задача на этом этапе – создать положительный образ воспитателя. Родителям следует установить с воспитателем, который будет работать с их ребенком, доброжелательные отношения и рассказать ему про особенности своего чада. Таким образом, воспитателю будет легче выработать к нему нужный подход.

  • Заключительный

Ребенок приходит в садик на 2-3 часа в день, гуляет со сверстниками и знакомится с воспитателями. Постепенно его оставляют на дневной сон, а затем и на более длительное время. Считается, что период адаптации закончен, когда ребенок пребывает в хорошем настроении, хорошо кушает и общается с окружающими.

10 советов, которые помогут ребенку адаптироваться в детском саду 

1. Установите дома такой режим дня, как в детском саду. Неукоснительно соблюдайте его даже в выходные. Завтрак 8-9 утра, обед 12-13, дневной сон 13-15, полдник 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов вечера.

2. Пересмотрите рацион питания, сделав его максимально приближенным к детсадовскому.

3. Научите ребенка основам общения «в песочнице».

4. Пусть ребенок возьмет игрушку в садик, это поможет снизить уровень тревожности. Не новую, но и не самую любимую, которой он сможет поделиться с другими детьми - «кусочек дома».

5. Выберите для ребенка удобную одежду, в которой он будет чувствовать себя свободно и раскованно. Которую он сам сможет легко надевать и снимать, застегивать обувь и т. д. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.

6. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство, не стойте под дверью, не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в целую истерику. Расставайтесь с ребенком быстро и легко, твердо и уверенно скажите ребенку, что придете за ним на прогулке (после обеда, сна и т. д.), и сразу уходите не оглядываясь. Можете заранее договориться о «прощальном ритуале», например, что помашете в окно или поцелуйте его.

7. Если ребенок очень трудно переживает расставание с мамой, пусть первое время его приведут в детский сад папа или бабушка.

8. Приучайте ребенка к самостоятельности, пусть дома ребенок прибирает игрушки сам, одевается и раздевается без участия взрослых.

9. Вечером придите за ребенком в хорошем настроении. Говорите, как сильно вы соскучились, интересуйтесь, как прошел день, хвалите за успехи.

 10. Не забывайте о том, что в семье должен быть создан спокойный климат, без конфликтов и нагрузки на нервную систему ребенка.

Препятствия на пути к детсадовской адаптации

НЕЛЬЗЯ: 

  • Запугивать ребёнка детским садом и воспитателями – это может стать серьезным препятствием на пути его успешной адаптации.
  • Произносить фразы: «Вот пойдешь в садик, а там уж тебя воспитают!» или «Если не успокоишься, я отведу тебя назад в детский сад!»
  • Формировать образ сада как места, где наказывают.
  • Ругать ребенка за то, что он плачет, когда расстается с родителями или слышит о необходимости идти в садик! Лучше еще раз напомните, что обязательно за ним придете.
  • Не сдерживать обещаний, данных ребенку.
  • Говорить, что вы скоро придете, планируя оставить ребенка в саду на длительное время.
  • Обсуждать при ребенке то, что вас не устраивает в работе детского сада, плохо отзываться о воспитателях.
  • Без уважительных причин делать большие перерывы в посещении садика в период адаптации.

Не стоит забывать слова Льва Толстого о том, что «счастье личности невозможно вне общества, как невозможна жизнь растения, которое выдернули из земли и бросили на бесплодный песок». Процесс адаптации ребенка к детскому саду не всегда проходит гладко. Задача родителей поддержать ребенка в этот период, проявить всю свою любовь, терпение и понимание. Тогда очень скоро детский сад станет для малыша местом, где ему будет комфортно, уютно и весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"

Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....