Рекомендации для родителей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белозорова Галина Петровна

Музыка и здоровье, музыкальные способности и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Консультация для родителей

«Влияние музыки на здоровье детей»

Составитель: музыкальный руководитель

МБДОУ №16 г. Невинномысска

Белозорова Г.П.

C:\Users\Shencoff\Desktop\Загрузки к балированию\125841758_lyubov_v_muzuyke_mu.jpg

Влияние музыки на здоровье детей

              Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка проникает прямо в душу, развивает стремление  к  прекрасному. Она прочно вошла в нашу жизнь, стала её  неотъемлемой  частью. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.

              О том, что звуки  музыки помогают излечению, люди знали давно. Ещё Пифагор, Аристотель и Платон утверждали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. Уже в те времена музыкой лечили от  нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой  системы и многих  других. Искусство и медицина веками шли рядом. В древней Греции студенты, обучавшиеся врачебному делу, в обязательном порядке занимались и музыкой.

              В ХХ веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос.  Целебные свойства музыки получили подтверждение в результате различных научных исследований. Доказано, что музыка может способствовать излечению от многих болезней.  В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Сегодня более чем в 20 странах есть профессиональные ассоциации музыкальной терапии. Недавно и в Москве, в Российской Академии музыки им. Гнесиных  состоялся  1й конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в ХХI веке».

             Термин музыкотерапия  понимается  так:  это метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,  двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и т.п.

             Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост количества детей с различными формами нарушения в  поведении, с  различными отклонениями в психике. Причин тому много. В условиях  технологизации  жизни, стремительного роста темпа жизни,  детям уделяется недостаточное внимание со стороны взрослых. Замыкаясь на телевидении, компьютерах, дети стали меньше общаться, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Появляется   всё   больше  детей   с  ярко  выраженной  гиперактивностью,  детей  с психосоматическими   заболеваниями.   Наблюдается  большое  количество  детей,  которые  самостоятельно  не  могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в  детском саду и  в школе, так  и  дома.  Именно  это  и  приводит   детей  к  различным  формам  отклонения  в поведении.

           Педагоги должны  всеми   возможными   средствами  решать  эти  проблемы. Одним  из таких средств является  музыкотерапия.  Музыка здесь – бесценный помощник.  Музыкотерапия представляет собой совокупность приёмов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих  нормализации психической жизни ребёнка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного фактора воздействия  (музыкальное произведение), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов. Музыкотерапией у нас в стране занимаются давно и небезуспешно. Например, в Карелии ведутся лечебные занятия  с использованием народного струнного инструмента кантеле, напоминающего гусли. Они дают положительные результаты у детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития, слабовидящих. Музыкотерапию  используют не только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных,  в часы досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх. Используя правильно подобранную музыку, можно за считанные минуты  снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Занятия могут включать в себя различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические  движения, элементы театрализации, игра на музыкальных инструментах и т.д.  Для слушания можно предложить следующие пьесы:  «Первая потеря» Р.Шумана, «В церкви» П.Чайковского,  «Аве Мария» Ф.Шуберта,  «Порыв» Р.Шумана,  «Разлука» М.Глинки,  «Утренняя молитва» П.Чайковского,  «Шутка» И.С.Баха,  «Юмореска» П.Чайковского.  Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке.  Дети учатся  понимать чувства,  различать оттенки настроения,  учатся сопереживать, радоваться,  заряжаться  положительными  эмоциями. Опыт педагогов, которые использовали музыкотерапию, показывает, что дети с различными нарушениями психики, нуждающиеся в коррекции  психоэмоциональной  сферы, полностью  менялись. В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, и у него формируются навыки чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребёнка более здоровым и счастливым. Безусловно, очень важно  прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей  здорового образа жизни.

            Самым великим целителем  среди всех композиторов признан Вольфганг Амадей Моцарт. При повышенной возбудимости у детей, склонности к истерикам и капризам, музыка Моцарта оказывает благоприятное воздействие.  Если  проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20 – 30  минут, то уже через 7 – 10 дней  дети начинают вести себя более взвешенно и адекватно. При регулярном  прослушивании  музыки Моцарта  они  быстрее развиваются интеллектуально. Произведения Моцарта несут в себе очень мощный  энергетический заряд, заряжают мозг, пробуждают смекалку. Его музыкальные произведения  обладают колоссальной силой воздействия не только на человека. От музыки Моцарта даже цветы расцветают быстрее.

              Важно включать  классическую музыку  с самого раннего возраста, а ещё лучше когда малыш находится ещё в утробе матери. В ходе экспериментов обнаружено, что плод  успокаивается при звуках музыки Вивальди  и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. Очень полезно беременным пение. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.  Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

          Итак, наиболее полезной признана  классическая музыка. И особое влияние на развитие  личности могут оказать серьёзные и углублённые занятия музыкой.  И здесь мы говорим  об обучении игре на музыкальных инструментах в музыкальной школе. Пользу этих занятий на психическое здоровье ребёнка  и  развитие будущей гармоничной личности также трудно переоценить. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает лингвистические навыки.  Ведь даже если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальном инструменте, то его занятия могут помочь ему справиться с потерей памяти после перенесённой травмы головного мозга. Музыка способна улучшать язык и память детей. При серьёзном изучении музыки, стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память. В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т.е., обучающиеся игре на музыкальном инструменте, обладают  намного   большим  словарным запасом по сравнению  с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном  инструменте. И если период музыкального обучения увеличить, то, соответственно, и словарный запас становится более объёмным. Как же музыка может помочь ребёнку сохранять слова? Левая височная доля большого мозга обрабатывает слуховую информацию, и человек, занимающийся изучением музыки, как раз и подвержен стимуляции этого участка мозга. Идёт своеобразное поощрение развития той части левой височной доли большого мозга, которая отвечает за устную память, а также логику.  Если ребёнок серьёзно занимается музыкой, улучшается его логическое мышление, повышаются математические способности. Игра на музыкальном инструменте развивает мелкую моторику рук. Исследования учёных уже давно доказали, что у маленьких детей развитие мозга (хорошая речь, интеллект, творческое мышление, память) напрямую зависит от развития ловкости пальцев.  Надо добавить, что занятия музыкой  также задействуют и правое полушарие головного мозга (эмоции). Таким образом, если ребёнок занимается  музыкой, то у него гармонично развиваются оба полушария – и эмоциональное, и логическое.  Человек, у которого оба полушария одинаково развиты, сильнее и успешнее других, он способен принимать более творческие, обоснованные решения.  Надо ли говорить, что ребёнок, который посещает музыкальную школу  помимо  основной, учится правильно организовывать свою жизнь. Ведь, чтобы успеть в полтора раза больше, нужно планировать своё время. Этот навык пригодится в жизни. Можно привести в пример опыт китайцев. Один из секретов успеха детей из КНР – поголовное обучение игре на музыкальных инструментах. Это не значит, что ребёнок обязательно станет в  дальнейшем  профессиональным  музыкантом.  Музыка развивает дополнительные способности.  Музыкальное  образование  разовьёт  у  него  такие  стороны  личности  и  умения, которые  сделают  его  более  конкурентным  на  современном рынке.

         Анализируя влияние музыки на здоровье человека, нельзя не сказать  о пользе пения.  Систематические  занятия  пением  развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, рождающийся во время пения, только на 15% - 20%  уходит во внешнее пространство. Остальная же часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный массаж может стимулировать и улучшать их работу.

           Что же ещё можно назвать в числе положительных факторов влияния музыки как на ребёнка, так и на взрослого человека? Что же ещё происходит в организме человека под влиянием гармоничных звуков? Звуковые колебания стимулируют нервы внутреннего уха, где они преобразуются в нервные импульсы и попадают в мозг. Он отдаёт приказ гормональной системе, регулирующей работу всего организма. Вибрации гармоничных звуков активизируют механизмы высшей нервной деятельности, вызывая  вибрационные ответы  в системах и органах. Интересен факт, что гармоничные вибрации звуков приводят к скорейшему заживлению ран, нормализуют содержание сахара в крови, улучшают работу  сердечнососудистой  системы и щитовидной железы. Для каждого заболевания имеются отдельные  произведения,  и  даже инструменты. Интересно, что например, звуки гитары больше всего воздействуют на сердце. Музыкотерапия оказывает очень эффективное влияние в лечении головной боли, бессонницы, улучшении памяти и т.д. Но в первую очередь музыкальные звуки воздействуют на психику человека.

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения:

«Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса,  «Свет луны»  К.Дебюсси  –  при  сильном  нервном   раздражении.

 Мелодия»  В. Глюка,  «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта – помогает концентрироваться  в  течение  большого  периода  времени.

«Весенняя песня» Ф.Мендельсона,  «Юмореска» А.Дворжака,  «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли.

«Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление.

Классическая  музыка – это нечто неземное.  Такую  музыку, как и научные законы, не создают, а  только открывают.  Музыка – это бесценный дар, дарованный нам талантливыми людьми.  Не упускайте шанс сделать свою жизнь счастливее.  Поверьте, классическая музыка творит настоящие чудеса!



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыкальные игры в семье»

C:\Users\Shencoff\Desktop\Загрузки к балированию\s95577438.jpg

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.    

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках,  по дороге в детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры: 

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют

«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по музыкальному развитию детей дошкольного возраста 4-6 лет.C:\Users\Shencoff\Desktop\Загрузки к балированию\imgpreview (1).jpg

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский.

Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Родители ребенка, отвечающие за духовное развитие ребенка, должны учить ребенка понимать музыку.

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Именно музыка из всех видов искусства является самым

сильным средством воздействия на человека. Музыкальное воспитание ребенка начинается в семье.

Слушание музыки:

            Отношение родителей к музыке передается ребенкуЕсли взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, то и дошкольник духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Во время поездки в автомобиле ставьте диски с детскими песнями. Поездка станет приятней ребенку, скудный словарный запас будет обогащаться при прослушивании и совместном пении. Также прослушивание песен будет способствовать развитию музыкального слуха.

- Ставьте диски с записью песен, отрывками из произведений классической музыки (Бетховен, Бах, Григ, Штраус, Чайковский, Вивальди, Моцарт, Сен-Санс, Свиридов, Римский – Кормаков и т.д.), народной музыки. Во время прослушивания музыки учите дошкольника притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте по ритму музыку.

- Вы можете слушать каждый день по одному отрывку, затем взять новые отрывки или повторить ещё раз те, которые уже слушали.C:\Users\Shencoff\Desktop\Загрузки к балированию\0_c27f4_5211358_L.png

- Иногда специально включайте музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка.

- Слушайте аудио сказки. Они наполнены разнохарактерными музыкальными фрагментами, которые передают настроение героя («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Городок в табакерке», «Алиса в стране чудес», «Сивка Бурка») .  

Пение

- Пойте дошкольнику простые и понятные по содержанию детские песни «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся», «Антошка», «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…», «Ладушки», «Я на солнышке лежу», «Чунга  Чанга», «Каравай», «Пусть бегут неуклюже»).

- Имейте дома диски с записями детских песен и музыкальных фильмов («Буратино», «Красная шапочка», «Мэри Поппинс», «Бременские музыканты», «Антошка», «Катерок», «Умка» и т.п.)  для детей.

- Следите за тем, чтобы ребенок не кричал на улице в сырую холодную погоду, не напрягал голосовой аппарат.  В дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и подвержен влиянию отрицательных факторов внешней среды.

Музыкальное творчество.

             В возрасте 5-6 лет ребенок может воспроизводить на несложных ударных и звуковысотных музыкальных инструментах аккомпанемент для песен и танцев. Слышит и воспроизводит простые ритмические рисунки. Импровизирует, используя навыки игры на инструментах.

Позвольте ребенку проявлять творческие способности и музицировать дома (барабаны, маракасы, дудочки, колокольчики и т.п.).

        К 5-6 году жизни дошкольник осваивает много плясовых движений, умеет не просто хлопать в ладоши или по коленям и умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед, то правую, то левую ногу; кружиться на носочках, но и выполнять более сложные танцевальные движения - «ковырялочка», «боковой галоп», выразительно и ритмично исполняет танцы, движения с предметами, инсценировать самостоятельно игровые песни.

-  Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.

- Устраивайте дома танцевальные вечера. Включайте понравившуюся музыку, наряжайтесь в костюмы и выступайте друг перед другом. Хорошо, если ребенок сам будет устраивать концерт для всей семьи. Можно приготовить билеты на концерт или пригласительные – вполне выполнимая задача для дошкольника. Песни, танцы, сказки – пусть ребенок фантазирует. Внимательно следите за всем выступлением, не отводите взгляд в сторону, не высмеивайте неуклюжесть, это может ранить ребенка.  Оставьте все свои дела хотя бы на 15 минут. После выступления, обязательно похвалите артиста и попросите в следующий раз приготовить еще новые выступления. Ребенок будет стараться и удивлять вас.

         Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.C:\Users\Shencoff\Desktop\Загрузки к балированию\0_c27f4_5211358_L.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...

Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"

Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....