Ранний возраст- это серьёзно
консультация (младшая группа) на тему
«Ранний возраст – это серьезно»
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: - способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром; - развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; - возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры; -начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша. Открытие предметного мира Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия). Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого. В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития. По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте. Родителям необходимо помнить, что: - ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях. - ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца. - малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности. - для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия. - если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов. - больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик. Речевое развитие Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое. Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте. Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия. В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни. За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Основные условия полноценного развития речи: - обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная - ребенок должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. - взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением. - чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. - обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры протекают молча, про себя. Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии. Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых
создать необходимые условия в первые три года жизни малыша
Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка.
Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и
активного человека.
Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали,
что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три
года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или
глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни
ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка
активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание,
воображение и др.
Главные приобретения этого возраста:
- способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;
- развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение,
движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;
- возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
-начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов
малыша.
Открытие предметного мира
Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов
завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не
похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него
у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50
разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем.
Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные
действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии
вспоминает их и действует так же (специфические действия).
Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша
близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные
помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и
богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.
В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго
будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего
полноценного развития.
По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память,
сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы
которой закладываются в раннем возрасте.
Родителям необходимо помнить, что:
- ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное
сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то
партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
- ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо
многократное воспроизведение образца.
- малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального
подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой,
взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное
отношение к предметной активности.
- для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и
действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает
со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание
следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
- если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у
ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития
общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность
волевых процессов.
- больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он
делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится
конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку
своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.
Речевое развитие
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его
потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в
речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и
формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет
совместно, так как они составляют единое целое.
Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми
звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные
человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли
ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную
по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые
он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое
манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами
тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть
в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они
являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно
в этом возрасте.
Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по
всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться
к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому,
что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе
их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам:
кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно
уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на
объяснении, а не на показе действия.
В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие
по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении
первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни.
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при
хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой
большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами
свои желания, передавать свои мысли и чувства.
Основные условия полноценного развития речи:
- обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее
важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки,
положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим,
воспринимается как особо действенная
- ребенок должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо
воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать
взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым,
начинают сами произносить слова.
- взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте
ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки
правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро
овладеет хорошим, правильным произношением.
- чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей,
нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу,
«читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети
иногда запоминают наизусть целиком.
- обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не
только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие
организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли,
так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку,
младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры
протекают молча, про себя.
Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное
значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и
ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию
малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к
снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в
развитии.
Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод
для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка),
психологу, к учителю-логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)
Игра для ребенка, это освоение им, его окружающей действительности. Именно играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...
«Ранний возраст- это серьёзно»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....