Как научить ребенка быть самостоятельным?
материал (младшая, средняя группа) по теме

Беневольская Татьяна Борисовна

Несколько простых практических рекомендаций для родителей: приучаем ребенка к самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка одеваться?

Дорогие родители!

Напоминаем Вам, что обычно к трем годам ребенок уже может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть, пить, умываться
и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с легкостью может научиться убирать

за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тогда присмотритесь внимательно к ребенку этого возраста!

Обычно этот период проходит под девизом

«Я САМ!». Ребенок сам стремится многое делать самостоятельно, он настойчив и упорен, решительно отстаивает свое право делать все без помощи близких взрослых и получает огромное удовольствие от достижения цели.

В таком случае задача взрослых – не мешать ребенку быть самостоятельным.

То есть:

  • «не хватать» за руки,
  • не одергивать постоянно,
  • не поправлять на каждом шагу,
  • не пытаться всё и всегда сделать за ребенка, потому что он еще «маленький и ничего пока

не умеет делать, как следует!»

На практике, конечно, это не так уж просто.
Например, прежде чем ребенок научится умываться,

пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой.

И все же:

  • Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.
  • Давайте ребенку возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем, эта помощь должна быть обучающей: не «давай
    я сделаю сама!», а «
    посмотри, это делается так».
  • С другой стороны, не нагружайте ребенка заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы ребенок реже испытывал ощущение собственного бессилия
    и чаще добивался успеха!

Что же делать, если бурный возраст «Я сам!»

уже остался позади, а Вам все еще приходится

до сих пор каждое утро полностью одевать трехлетнего, а то и четырехлетнего «Ленивца»?

Остается наверстывать упущенное. Если ребенок
и в самом деле до сих пор не умеет одеваться, то терпеливо учите его этому: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать т.д.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок одевался самостоятельно?

  • Тогда не нужно от ребенка немедленно требовать, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но – и это очень важно! – когда он, по своей доброй воле, берется за одежду
    и старается надеть её сам, ни в коем случае
    не мешайте ему, не пытайтесь сделать всё за него!
  • Планируйте свое время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишать ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками!
  • Если ребенок не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко «подтолкнуть» его. Например, Вы можете надеть ему колготки, но не до конца,
    и предложить самому подтянуть их повыше!
  • Предлагайте ребенку самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
  • Придерживайтесь политики «мягкой непреклонности»: не ругайте и не стыдите ребенка,
    а
    признавайте его успехи, помогайте ему
    в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делайте за него работу (пусть даже эта работа
    и состоит пока всего лишь в натягивании носков).
  • Ищите компромиссы и, на сколько это удается, учитывайте мнение ребенка при выборе одежды. 
    Не пренебрегайте вкусами и пристрастиями ребенка
    в выборе одежды (любимый цвет, фасон и так далее), поддерживайте и развивайте в ребенке вкус, ведь это прекрасно, если малыш уже в четыре года хорошо знает, чего он хочет!
  • Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одеждами, а также развивающие игры – шнуровки и все то, что нужно расстегивать и застегивать (тканевые панно или тряпочные книжки с пуговицами, карманами, молниями, липучками, завязками и т.п.)


Предварительный просмотр:

Приучаем ребенка к опрятности

  • Существуют ли надежные способы, которые гарантируют  легкость и быстроту обучения ребенка необходимым навыкам опрятности и самообслуживания?  
  • Когда лучше начинать приучать ребенка к туалету?
  • Как избежать на этом пути различных осложнений и непредсказуемых «неудач»?
  • Ну, сколько же еще можно ждать …?

Эти и многие другие подобные вопросы продолжают волновать современных родителей в ходе  воспитания ребенка.

Несмотря на общую схожесть проблемных ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются родители, каждый отдельный случай на практике, конечно, оказывается по-своему уникальным и в чем-то неповторимым. И в этом смысле, безусловно, нет, и не может быть какого-либо «единого для всех правила», которое однозначно указывает «самое лучшее» время для начала освоения ребенком желательных навыков и строго определяет «точные сроки» приобретения необходимых умений. Нет также и «специальных рецептов», которые обеспечивают высокую скорость процесса обучения и, что самое существенное, ограждают  детей и взрослых от вполне возможных, как закономерных временных осложнений, так и непредсказуемых неудач.

И все же, есть целый ряд широко известных и общепризнанных рекомендаций, следуя которым, можно и нужно своевременно приучать к туалету каждого ребенка.

 Прежде всего, взрослым необходимо понимать и помнить, что вообще сам процесс приучения к опрятности маленького человека может быть довольно длительным, то есть продолжаться до 3-4, а иногда и до 5-6 лет. К тому же, как показывает опыт работы в группах детского сада, в последние годы у многих детей этот период заметно увеличивается искусственно и нередко сопровождается серьезными и ярко выраженными осложнениями из-за активного и постоянного ношения памперсов в раннем и даже младшем дошкольном возрасте (до 3-4 лет). В связи с этим обращаем внимание родителей на то, что в отношении целесообразности и полезности использования этих «удобных» вспомогательных средств есть разные точки зрения. И хотя, несомненно, что родители вправе делать свой выбор, настоятельно призываем не идти слепо на поводу навязчивой рекламы в средствах массовой информации, которая преследует, как правило, сугубо коммерческие интересы. Рекомендуем принимать продуманные и осознанные решения, исходя в первую очередь из конкретной ситуации развития  своего ребенка.

В целом же, на сроки и характер прохождения этого периода могут оказать влияние различные причины и в том числе не только индивидуальные физиологические и психологические особенности развития ребенка, но и общая организация взрослыми режима дня и режима питания в раннем детстве. Так, например, во многих случаях рацион  питания и его стиль могут иметь определяющее значение.

Если же процесс приучения неоправданно затягивается и, тем более, отягощается  осложнениями то, конечно, родители должны убедиться в том, что ребенок здоров. Для этого обязательно нужно проконсультироваться с детским врачом.

Самое же главное, что требуется от родителей для того чтобы научить ребенка со временем самостоятельно пользоваться туалетом – это большое терпение, а также - определенная настойчивость, последовательность действий,  организованность и неторопливость в ожидании стабильного положительного результата. Это значит, что нельзя научить ребенка прислушиваться к своим ощущениям и четко контролировать возникающие желания, не прикладывая к этому ежедневных систематических усилий. Иными словами  приучить к опрятности можно, если взрослые постепенно, регулярно и кропотливо приучают ребенка, то есть спокойно изо дня в день предъявляют соответствующие требования и доброжелательно помогают организовать и выполнить необходимые действия по потребности не только днем, но и ночью. При этом они не сравнивают своего ребенка с другими сверстниками, не раздражаются и не сердятся, не кричат и не ругают ребенка за оплошности, не заставляют в наказание стирать свои «грязные штанишки», а проявляют деликатность и разумно поощряют любые, даже самые скромные достижения в этом непростом деле. В итоге, такого рода действия и реакции взрослых способствуют общему благополучному взрослению ребенка и успешному освоению им с течением времени необходимых навыков самообслуживания.

В противоположных случаях, судя по рассказам многих родителей, которые сталкиваются с самыми различными затруднениями, и, в конце концов, даже приходят в отчаяние, большинство из них откровенно признают, что очень часто не могут справиться со своими чувствами и не сдерживают возмущение и гнев. Добиваясь от ребенка безукоризненного выполнения поставленных указаний, они слишком остро и болезненно переживают разочарование, «выплескивают» и «обрушивают» на ребенка отрицательные эмоции, словесно оскорбляют и даже применяют физические наказания.

Еще в этом процессе очень важна твердая уверенность родителей в том, что все обязательно получится, даже если череду неустойчивых «успехов» пока еще нарушают довольно частые «неудачи». Рано или поздно, ребенок обязательно поймет, чего Вы от него хотите, Ваше желание станет его желанием, он почувствует удовлетворение и испытает гордость за достигнутые результаты.

Не меньшее значение имеет и психологическая поддержка ребенка со стороны родителей и других близких взрослых. Пусть сейчас ребенку пока еще требуется помощь, однако, взрослым необходимо постоянно показывать, что они ни в коем случае не сомневаются в том, что ребенок непременно научится все делать хорошо и самостоятельно.

Два последних пожелания - а именно уверенность взрослого в успехе и поддержка ребенка в его стремлении стать самостоятельным и взрослым – часто бывают основными условиями успешного обучения и достижения долгожданных устойчивых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка быть вежливым, когда ему всего три-четыре года?

Требовать вежливости  от ребенка 3-4 лет также бесперспективно, как пытаться выжать воду из камня...Как научить ребенка быть вежливым?......

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...

"Как научить ребенка быть вежливым"

Вежливость самое главное в нашей жизни, и нам конечно же важно, чтобы наши дети были вежливы, данная статья дает несколько рекомендаций направленных не воспитание вежливости у детей...

Как научить ребенка быть самостоятельным

Данная консультация для родителей, дети которых не ходят в детский сад....

Научить ребенка быть самостоятельным

Для чего ребенку нужна самостоятельность...

"Научите ребенка быть добрым".

Необходимость доброты, чуткости и отзывчивости в формировании личности ребенка....

Как научить ребенка быть благодарным

Многое мы принимаем в жизни по умолчанию. И понимаем, как много у нас на самом деле есть, только когда этого лишают или показывают красочный пример людей, у которых нет ничего. Как же в этой ситуации ...