«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
статья на тему

Матвеева Светлана Викторовна

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования детей младшего дошкольного возраста. 

Автор: Матвеева Светлана Викторовна

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.   

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый  доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком.

Изучив работы различных авторов, таких как И.А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Доронова – «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей.

Цель моей работы – познакомить младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

– Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки).

– Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.).

– Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

– Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.

– Развивать творческие способности, эстетический вкус.

– Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

       Практическая значимость: результаты данной работы могут оказать помощь педагогам в организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста, имеющей своей целью развивать изобразительную деятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Работа строится в следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

– Игра, которая является основным видом деятельности детей.

– Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

– Оказание помощи.

– Музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам  способы действий и показывать приемы изображения.

 

При использовании нетрадиционной техники рисования у детей развивается:

– Изобразительная деятельность,

– технические навыки,

– точность движений,

– средства выразительности,

– наличие замысла,

– проявляется самостоятельность,

– отношение к рисованию,

– речь в процессе рисования.

Предполагаемый результат.

– Повышение качества совместной работы педагога с детьми.

– Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.

– Обмен педагогическим опытом и активное использование новых технологий художественного творчества.

– Привлечение родителей к организации персональных выставок детского творчества.

– Изучение дополнительной литературы и пополнение методической копилки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами), рисование ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью, рисование на песке

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография); монотипия пейзажная; рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Хочу познакомить вас с некоторыми видами техники нетрадиционного рисования, которые часто используем, и нравится детям, и родителям.

(Показ некоторые техники рисования).

А теперь покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняли в младшей группе.

Готовые работы, выполненные детьми моей группы.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми создавали свои произведения искусств. Для родителей подготовила консультацию «Нетрадиционное рисование в детском саду»; картотеку «Нетрадиционных способов рисования». Составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования, проект «Волшебные краски». Проводилась беседа. Проводились совместные художественные выставки. Участвовали на конкурсах. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Следует отметить, что в ходе данной работы я пришла к выводу:

во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

•    Способствует снятию детских страхов;

•    Развивает уверенность в своих силах;

•    Развивает пространственное мышление;

•    Учит детей свободно выражать свой замысел;

•    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•    Учит детей работать с разнообразным материалом;

•    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и                           объёмности;

•    Развивает мелкую моторику рук;

•    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

 

•    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Выступление на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Цель: - Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания;-...