Родительское собрание "Развитие речи"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2 младшей группе на тему:
«Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка; демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.
1 часть
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас . Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь всем известно, что ведущая роль в воспитании принадлежит семье. Семья- это источник, который питает человека с рождения.
Сегодняшний наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей ( способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение ,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
-Развитие выразительности речи.
(сегодня мы с вами отправимся позднее в путешествие по стране развития речи и на всех этих станциях остановимся)
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.
Вот перечень факторов успешного речевого развития ребёнка:
- Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
- Общение ребёнка с другими детьми.
- Речь взрослого – образец для подражания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской художественной литературы.
- Игры с ребёнком взрослых и людей.
Послушайте, пожалуйста, в чём особенности речевого развития ребёнка к 4 годам:
- Правильно произносит отдельные звуки, умеет интанационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
- Накапливает опредеоённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
- Активно осознают обобщающую функцию слов;
- Начинают использовать в речи сложные формы предложений;
- Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности:
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (шжчщ). Сонорные (рРьл)звуки, а некоторые их пропускают.
- Необходима работа над развитием артикуляционнного аппарата, а также над звуковой культурой речи, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- Существует проблема словообразования
- Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
- «Сколко тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда наконц, ты это запомнишь!- сердиться мама на своего малыша.
Дети 3-4 лет произносят:
Все свистящие (с, сь, з, зь)
Все губные (п, б, пь, бь)
Все зубные (т,ть, д, дь)
Губно-зубные (ф,фь, в, вь)
Все гласные
Шипящие заменяются на свистящие (вместо каша-каса)
Сонорные (р, рь, л, ль) на др.
Действительно, в этом возрасте (3-4 года) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.
Постепенно к 5 годам возрастные несовершенства исчезают. Но роль взрослых - родителей и воспитателей в этом вопросе необычайно огромна!
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами.Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об интересных событиях в жизни и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, тем лучше егоразвитие.
Хотелось бы отметить семьи, в которых видно сразу, что детям много читают, беседуют с ними. (………………………………………..)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.
Сказка может скоротать путь, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей, разрешить конфликт. Рассказывайте, читайте детям . А в хорошие, знакомые сказки можно ещё и поиграть.
В нашей раздевалке начала функционировать мини- библиотека. Здесь вы можете взять любую понравившуюся вам книгу, записав её в журнале выдачи и книг. Можете сами приносить и меняться своими книгами. Возможно, кому то из вас я сама буду что-то рекомендовать для прочтения по теме.
2 часть
Давайте организуем небольшую игровую мини-программу. Она поможет вам в занятиях по развитию речи с вашими детьми.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране «Развитие речи».
Станция «Сказочная» (развитие связной речи и выразительности)
- «Сочиним сказку вместе»Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.
2. «Загадки» про сказки. ( нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Предлагаю поиграть со мной в пальчиковую игру « Медведь»
Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял.
(теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Чистоговорки:
Уп , уп , уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» . «Жу-жу-жу молоко дадим ежу». «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Артикуляционная гимнастика .- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе . Предлагаю вашему вниманию несколко простых упражнений, которые можно делать дома сдетьми.
«Как едет лошадка?»Пощёлкайте языком, прижимая кончик к верхним зубам.
- Вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро- быстро.(щёлкаете языком быстро, ускоряя темп)
«Сердитый индюк»
Вообразите себя рассерженным индюком. При этом вы должны быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизирунтся работа лицевых мышц.
«Верблюжонок плюётся»
Для правильного произношения многих звуков нужно. Чтобы на язычкеиобразовался желобок. Предлагаю вам поплеваться, но беззвучно и без слюны. Вот посмотрите в зеркало, получается ли ямочка на языке? Если не получается, то пробуем ещё раз.
Упражнения для губ и языка( показать родителям книгу. Оставить книгу в нашей библиотеке, чтобы родители могли брать домой и делать упражнения).
Станция (грамматический строй речи)
«Назови ласково» с перекидыванием мяча
Н- р окно - окошечко
дверь - дверка
"Спрячь мячик"
предлагаю выполнить действия с мячом по указанию: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их
«Один - много»
Станция заключительная.(Обогащение словарного запаса)
- «Эпитеты»На ваших листочках написаны слова. Вам нужно написать 5 эпитетов (прилагательных) к этим словам. Затем зачитать их.
- «Я знаю 5 названий…..». Назвать по 5 слов, входящих значение. Н- р посуды, деревьев, музыкальных инструментов, птиц и др.
Подводя итог наших игр, хочется отметить самых активных и угостить их сладкими призами.
(А также отблагодарить благодарственными письмами те семьи, кто принял участие в конкрсе «Мы кормушки смасттерили».)
Подведение итогов собрания.
Принятие решения:
- Уделять должное внимание развитию речи ребёнка.
- Читать сказки, учить стихи, потешки, разгадывать загадки, сочинять истории; стать активным читателем нашей мини- библиотеки. Мы будем записывать книги в журнале выдачи . А по истечении некоторого времени, посмотрим, кто из вас больше всех книг прочитал из нашей библиотеки,
- Принимать активное участие в жизни детского сада.
- Принести в группу вещи, пригодные для игр: костюмы, бусы, шляпки.
- Не стесняться, если есть желание и время, можно шить, вязать , мастерить театальных героев.
- И конечно же выполнять по мере возможности мои рекомендации.
Рефлексия.
Перед вами – яблонька и яблочки двух цветов (красные и зелёные). Её нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным яблочком. А если не понравилось и вы считаете, что потеряли время, украсьте зелёным яблочком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Речь ребенка 2-3 лет"
Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;- становление речи как основы мысли...
доклад к родительскому собранию Речь детей младшего возраста"
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость меж...
Родительское собрание " Речь ребёнка"
Собрание для родителей детей дошкольного возраста...
Родительское собрание: Речь как основа развития ребенка
В статье приведены этапы развития речи ребенка и даны рекомендации родителям, как правильно общаться с младшим дошкольником на начальных этапах его речевого развития. В конце статьи приведен методичес...
Конспект родительского собрания "Речь младшего дошкольника"
Малыши 3-4 лет находятся на этапе развития разговорной речи. Становясь более самостоятельными, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения т...
родительский клуб "Речь на кончиках пальцев"
Цель данного заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения развитиямелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста, информирование о...
родительский клуб "Речь на кончиках пальцев"
Цель проведения данного заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения развития мелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста, инфо...