Газета "Крош"
материал (младшая группа) на тему
Еще одни выпуск газеты "Крош" посвящен вопросам адаптации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_dlya_roditeley_ob_adaptatsii_no1.doc | 506.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Крош
Уважаемые мамы и папы!
Ваш малыш подрос и уже скоро станет посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании.
Вы должны знать и не пугаться того, что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3 – 4-й день и привыкают к новым условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.
В адаптационный период возрастает возможность заболевания ребенка, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
И конечно, привыкая к новым условиям, малыши плачут. Плач – эмоциональная разрядка, по – другому они пока не научились снимать нервное напряжение. Но, как подметили практики, самые «плаксивые» поначалу потом становятся наиболее привязанными к детскому саду.
Пусть наши советы и рекомендации помогут вам и вашему ребенку значительно легче привыкнуть к дошкольному учреждению.
Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в дошкольное учреждение, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни.
Длительность и тяжесть привыкания зависит и от предшествующего воспитания в семье.
Дети одного и того же возраста по – разному адаптируются в зависимости от индивидуально – типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2 – 3 дня уже втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, впервые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.
Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче адаптируются.
За 1-2 месяца до поступления ребенка необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду:
- подъем – 6.30 – 7.30;
- кормление – 8.10,11.40,15.10, 16.20;
- дневной сон – 12.30 - 15.00;
- ночной сон – с 21.00.
Уделите внимание рациону питания, приучите ребенка есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.
Обратите серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться (в рамках возрастных возможностей), пользоваться горшком, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.
Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.
Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми.
До поступления ребенка в детский сад попробуйте посещать прогулки в детском саду, во время которых, по возможности, приобщайте его к совместным игровым действиям с другими детьми.
На прогулках обратите внимание на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.
Если у вашего малыша сохранились к моменту поступления в садик вредные привычки (сосание пустышки, пальца, кормление с книжкой и др.), отучайте от них постепенно: сначала дома, а потом уже в группе, по договоренности с персоналом.
Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут воспитатели и друзья.
ПЕРВЫЕ ДНИ В ДЕТСКОМ САДУ
Первый раз желательно привести малыша в детский сад утром, ближе к концу завтрака, накормленного.
Первые 2-3 дня приводите малыша в группу на 1-3 часа, постепенно увеличивая время его пребывания в коллективе.
Не беспокойтесь больше, чем ребенок. Если вы прощаетесь с ним несколько раз подряд с обеспокоенным выражением лица, у него возникает мысль: «Она ведет себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что – нибудь ужасное, если я останусь. Лучше я ее не отпущу от себя». Ведите себя весело, уверенно, показывая малышу, что оснований для страха нет.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, возможно, водить его в детский сад следует попробовать отцу.
Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще вас отпускать.
Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.
В выходные дни максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада и не нарушайте его и в другие дни недели, когда малыш бывает дома.
В конце дня обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, с какими трудностями столкнулся ребенок сегодня, а что уже хорошо получается.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте его детским садом.
Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода.
Рассчитывайте свои силы ввозможности и планы.
.
Дома к малышу следует относиться особенно бережно, старайтесь предупреждать отрицательные эмоции, не наказывать его.
Поиграйте с ребенком, ведь игра – один из лучших антистрессовых приемов. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Только помните: вечерняя игра не должна быть шумной, с беготней и криками.
Хорошо помогает снять напряжение игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
Если ребенок возбужден и никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одна из таких игр – «Грибник». Расставьте небольшие яркие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга.
Затем попросите ребенка собрать все предметы – «грибы» - в корзину.
Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно почитать, порисовать, поиграть с пальчиками. Прелесть пальчиковых игр в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть большой шар и малюсенький пузырик), играть с губками (устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), просто дать 2-3 баночки, - пусть малыш переливает водичку туда- сюда. Вид и звук льющейся воды действует успокаивающе, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку.
(ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ)
Все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – имеют непроизвольный характер. Это означает, малыш не может управлять ими по желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что – то запомнить.
Ребенок очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Восстановлению равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и др.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что – то от того человека, которому доверяет. При этом он подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому.
Для детей этого возраста характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Дискомфорт может быть вызван чем угодно: не выспался, холодно или жарко, хочет пить или есть, что – то болит, беспокоит давление от обуви и т.п.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют « рядом ,но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, он наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.д.
Малыш еще не может понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока такое поведение не считается проявлением жестокости.
Ребенок еще очень зависим от родителей, как будто понимая, кто ему дает чувство безопасности. Он может бояться оставаться один без матери, расстраиваться, когда родители или кто- либо из членов семьи уезжает на несколько дней. Постарайтесь учитывать его чувствительность, планируя различные перемены в жизни семьи.
МАДОУ детский сад 1
г. Красноуфимск Свердловской области
ул. Свободы, 44, тел. 8(34393) 2-11-01
e-mail: d.sad-1@yandex.ru