Консультация для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._semya_kak_sistema.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Теремок»

Консультация для родителей:

«Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи».

Средняя группа № 2

                                                                                         

  Воспитатель: Антонюк В.Ф.

                                                                                                         

2015г.

Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи.

     Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.

     Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, иногда истоки неправильного воспитания лежат довольно глубже – в родительских мотивах, причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать мужа в семье. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

     Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

     Семья как любая система – самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде норм, правил.

     Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет всем ее членам новые требования. Например, разные будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как и со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной.

     Системный подход означает, что семья – не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение – ингредиенты для супа не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь и т. п.

     Семья – это взаимосвязь одних членов от других. Ни один человек в семье не является абсолютно автономным.

     Благодаря системному подходу специалисты научились изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки.

     Семейные отношения – это отношения власти: доминирование – подчинение, ответственность за принятие решения, иерархия взаимоотношений. Последняя определяет поведение в семье и роли, которые исполняют члены семьи.

     С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолировано, замкнуто. Другие напротив – чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию. В данном случае речь идет не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями. Эти «водоразделы» могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми. Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость ее членов.

Психологическое исследование семьи включает исследование:

 - Структуры семьи,

 - Сплоченности,

 - Иерархии отношений,

 - Истории семьи (традиции, правила, ритуалы).

     Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и подержать членов семьи в намерение изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление – нормальное явление, потому что семья – система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, что быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода, быть бережным, экологичным специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...