Пальчиковые игры
консультация на тему

Миронова Елена Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                   

  Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества умного, доброго, а главное, здорового человека.  Развитиe мелкой моторики  готовит детей к овладению письменными знаками. Ребенок, у которого нарушено звукопроизношение, неадекватное восприятие происходящих событий, недостаточный уровень концентрации внимания, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна резкая смена настроения, депрессии, - разве нужно ребенка с таким «букетом» обучать чтению? Нет, начать нужно совсем с другого.

Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, то почему-то забываем о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребенок, как и взрослый, то же что- то любит делать, а что-то нет.

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей - родителей.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить ДВУХ или четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребёнку эту потешку, он обязательно начнёт выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения,   приносить ему только радость!

Выдающиеся ученые Л.С. Выготскии, Л.С Волкова, Е.И. Исеi нина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно cкaзывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.  Да, это именно так.

Предлагаемый кандидатом' педагогических наук М.А. Пова i ляевой тест на распознавание  пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга.

Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его nротянуть руку, закройте ладошкой пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев; его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке; тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

  1. перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  2. застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  3. плести косички из жесткиx ниток;
  4. рисовать и штриховать карандашами.

        Для развития зрительно-моторных координаций эффективно  задание: «Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам».

     Преждe чем обучать ребенка чтению, важно сформировать психологическую готовность. Существеннoe внимание надо уделить  психотерапевтической работе, которая помогает формирoванию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со свeрстниками и т.д. Пальчиковыe игры вырабатывают у детей эти качества, а также способность мобилизовываться,  сосредотачиваться и расслаблятьcя.. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры - это пальчики ребят.  Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью  пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению (но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения).

  Например: рассказывая и показывая потешку «Кот Мурлыка»  вы выкладываете на столе картинку, на которой изображены кот и мышки.

                                      «Вот кот Мурлыка ходит,

                                   Он все за мышкой бродит.

(Мяг'Кими 'Кистями рУ'К дети выполняют движение «'Кошеч'Ка».)

                                       Мышка, мышка, берегись,

                                           Смотри, коту не попадись.

(Грозят у'Казательным пальцем одной РУ'КИ, затем другой.)

                                   Ам!

 (Одновременно двумя ру'Ками рез'Ко сжимают кулач'Ки.)

Эта игра доставит детям удовольствие. А если после игры выложите на столе под картинками буквы К и М, а после повторного исполнения это сделает сам ребенок, то буквы он запомнит быстрее. Такие задания стимулируют обучение, способствуют его успешности.

Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой.

Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. Во время игры требуйте от ребенка выразительной  передачи образа.

Если дома каждый день родители будут заниматься по 7-10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений (если ко всему сказанному добавить артикуляционную гимнастику). Будет совершенствоваться память.

Легче будет проходить усвоение будущими  школьниками навыков письма.

       

Стояла изба в деревушке,                                          Дети nальчиками обеих рук

                                                                                    рисуют в воздухе 'Квадрат, изображают ладошками

                                                                                     крышу домика.

В ней жили смешные Старушки.                           «Носики». Держат пальцами 'Концы воображаемого                                                                                                                                      

                                                                                       платочка. Наклоняют голову набок.

Белье зашивали метелками,                                   Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут   

                                                                                   Из стороны в сторону.

Полы подметали иголками,                                     «Шьют» двумя руками.  

Солили волнушки в подушке                                  «Солят»

И шли подремать на кадушке.                                 «Спят»

 Им снилась изба в деревушке,                           Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат,

                                                                               Изображают ладошками крышу домика.

В ней жили смежные старушки.                        «Носики». Держат пальцами концы платочка,

                                                                                наклоняют голову набок

Бельё зашивали иголками,                                  Левая рука сжата в кулак, в правой руке держат

                                                                               Иголку, «шьют»

Полы подметали метёлками,                              Машут кистями обеих рук влево - вправо.

Солили волнушки в кадушке,                             Солят пальчиками: вытягивают руки вперёд.

И шли подремать на подушки.                            Потягиваются. Руки кладут под щеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...