О гигиене
консультация на тему

О гигиене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_gigiene.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация о освоение культурно-гигиенических навыков

Что такое гигиена? –
Знать не знает грязный Гена.
Потому что свиньям друг –
Никогда не моет рук.
Не расчёсан, он – как ёжик!
На репейник жуть похожий.
Но не иглами он страшен –
Будто грязью весь покрашен.
Кто грязнуля, выйдет вон.
– Это, верно, будет – он!
Самодий Н.

Пришли к нам в сад малыши, и нам нужно их научить самостоятельно, выполнять культурно-гигиенические навыки. А как же это мы делаем?!Для начала разберемся, что же такое культурно-гигиенические навыки ,и что к ним относится.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки и смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно- гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию воли, самостоятельности. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно когда это не всегда получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Но мы же воспитываем будущего школьника, а в школе "нянчиться" не будут.

По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, учитывается в педагогических приемах. В младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук (методика Л.Г. Нисканен). Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста. В ясельной группе (1-2 года) руки ребенку моет няня или воспитатель. В 2-3 года ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения. В 3-4 года воспитатель учит ребенка правильно мыть руки.

Алгоритм мытья рук:

- засучить рукава,

-смочить руки водой

-намылить так, чтобы образовалась пена,

-затем хорошо смыть ее

- насухо вытереть руки полотенцем.

- опустить рукава.

 Воспитатель поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В 4-5 лет этот навык закрепляется. К 5 годам ребенок должен тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, перед едой, после посещения туалета, игр с животными, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызывать различные заболевания.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылить мылом не старалась,

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот.

Может заболеть живот.

Так что, (имя ребенка) старайся,

Чаще с мылом умывайся!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. С этой целью используют игры, демонстрация мультфильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

На 3-м году жизни малыш не только самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом. Дети 3-го года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К 4-му году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто щеткой, с 4 лет детской пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности.

Так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей - нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно- гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам
В большую ванну,
Оба крана
Отверчу.
Сам потру живот и спинку,
И веснушки на носу.
Заверну себя
В простынку
И в кроватку отнесу!
Приходько В

Памятка для родителей

 - Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

 - Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

-Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

 - Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

 - Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

 - Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

 - Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

 - В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

 - Старайтесь использовать игровую ситуацию..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей - "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию?"

   Режим дня– это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт ...

"Загадки о спорте и гигиене"

В физкультурный уголок, в папке загадки, пословицы о спорте и гигиене....

плакат по гигиене

пользуйтесь только своими предметами личной гигиены...

Статья "О гигиене дошкольника"

Даны рекомендации по соблюдению правил личной гигиены у детей....

Конспект занятия в средней группе. "Домик-Ротик"Говорим о гигиене полости рта

Занятия по развитию речи.Говорим  о гигиене полости рта.- Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития познавательного общения ; привлекать детей к обсуждению вопро...

Интегрированное занятие по валеологии "Поговорим о личной гигиене"

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельностив старшей группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  Образовательная область «Безопасность» Интеграци...