«Я – семья – род – народ» родительское собрание
методическая разработка на тему
«Я – семья – род – народ» родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_ya-semya-rod-narod.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Ручеек»
городского округа город Фролово
Родительское собрание
«Я – семья – род – народ»
Подготовила:
воспитатель
Седова Т.Н.
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
План проведения
- Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского собрания).
- «Посиделки».
- Принятие решения.
Ход мероприятия
- Подготовительный этап.
- Оформление материалов к выставке по теме собрания.
- Разработка собрания.
- Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
- Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.
- Изготовление плаката «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». (Народная мудрость).
- Разработка проекта решения.
- Организационный этап.
Родительское собрание проходит в помещении группы или в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания.
- Вступительное слово ведущего
Ведущий приветствует родителей, сообщает тему собрания: «Я - семья - род — народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников), обращает внимание присутствующих на программу собрания.
- Этап распределения ролей.
Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества.(Открывается картина, изображающая семью и быт прошлого.) Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. ( Фоном звучит народная песня.)
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течении дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называет и ставит на стол символы):
- «Малыши»;
- «Дети»;
- «Родители»;
- «Бабушки и дедушки».
Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
- «Посиделки»
Воспитатель. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А вот плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Задание 1.Разминка.
- Мудрые мысли. (Приложение А.)
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
- История фамилии.
Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит...» Чем больше будет звучать в нашем доме теплых, добрых, ласковых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.
Задание 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.
- «Малыши» - о маме.
- «Дети» - о папе.
- «Родители» - о старшем поколении.
- «Бабушки и дедушки» - о внуках.
(Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)
Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.
Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.
Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
- Представляются обобщенные результаты опроса детей группы.
Вопросы для детей:
1. Каким ты хочешь быть человеком?
- Кем ты хочешь быть?
- Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
- Без чего нельзя прожить человеку?
- Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
- Представляются обобщенные результаты опроса родителей.
Вопросы для родителей:
- Качества, необходимые вашему ребенку как человеку...
- Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал...
- В хорошей семье всегда...
- Если бы я нашел клад, то...
- Нельзя прожить без...
- Если бы я все мог, то...
Задание 4. Музыкальная пауза — исполнение детских песен с нравственным
содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты - человек») по одному куплету (по очереди).
Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье.
Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье. Родители для ребенка - камертон, как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя...».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она - лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден в детях.
Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.
Давайте зачитаем памятку «Правила общения в семье» (зачитывают. Приложение Б).
Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность — источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.
В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 5. «Рукодельница». Творчество всегда занимало место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
На сегодняшних посиделках всем членам семьи нашей большой семьи - свой «урок».
«Малыши» - изготовляют украшение (игрушку) из бумаги.
«Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т.д.).
«Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.
«Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.
(Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.)
Ведущий .В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!
Большое значение в нравственном воспитании имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Мы предлагаем вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
Задание 6. «Инсценировка» (приложение В).
Ведущий. В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.
- Подведение итогов собрания
Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я - семья - род - народ!
Вариант /.Родителям предлагается ответить на вопрос, что полезного для себя они узнали на собрании; зарисовать свое мнение виде общего от их группы рисунка и подписать одной фразой. Далее все рисунки родителей вывешиваются на стенд и зачитываются.
Вариант 2. Тройная оценка. Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения родителей по дальнейшей эффективности родительских собраний.
- Принятие решения собрания.
Приложение Л, Мудрые мысли. Пословицы, поговорки и афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье.
«Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель).
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...» (Эмиль Золя).
«Лучшее воспитание - это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений» (В. М. Бехтерев).
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
«На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники» (Цицерон).
«Нет места милее родного дома» (Цицерон).
«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).
«Растите детей своих в доблести, только она одна и может дать счастье» (Людвиг ван Бетховен).
«Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Родители - тому пример» (Себастьян Брант).
«Воспитай дитя пока поперек лавки лежит, вдоль ляжет - поздно будет».
«Не привыкай к безделью, учись рукоделью».
«Уважай отца и мать — будет жизнь благодать».
Приложение Б. Памятка для родителей.
«Основы нравственных отношений в семье»
- Проявите интерес к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.
- Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам — это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо — ребенок вырастет и будет отзываться о вас так же.
- Поведение — это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Правила общения в семье
- Начинать утро с улыбки.
- Не думать о ребенке с тревогой.
- Уметь «читать» ребенка.
- Не сравнивать детей друг с другом.
- Хвалить часто и от души.
- Отделять поведение ребенка от его сущности.
- Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.
Приложение В. Инсценировка рассказа Алексея Глебова «Бабушкина сказочка»
Ведущий. Тихим летним вечером сидела на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказочку рассказала бабушка...
Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Бабушка. Подумал волшебник и сказал...
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса... Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна одной краше.
Волшебник. Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать...
Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю жизнь.
Бабушка. Пошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые. Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку...
Бабушка. Вот и вся сказочка. Ну, а ты ,внучка, кого бы выбрала себе в подружки? Ведущий. И Катя задумалась...
Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Бабушка. Людям нужно стать добрее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В каждой семье свои традиции. Родительское собрание
В каждой семье свои традиции...
"Духовно-нравственное воспитание детей в семье" Сообщение на родительское собрание
Сообщение подготовлено на родительское собрание. В нем полно раскрывается роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста....
Мастер класс для педагогов на тему «Моя большая дружная семья» в рамках родительского собрания.
Данный мастер класс для педагогов повыситих профессиональную компетентность в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....
"Семья и ребёнок" (родительское собрание в форме КВН)
Сценарий родительского собрания в форме КВН...
«Здоровая семья – здоровый ребёнок» - родительское собрание в нетрадиционной форме
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратн...
Сохраните мир в семье! материалы для родительского собрания.
Материал для родительского собрания...
«Принципы программы «Ладушки», воплощение их в семье. Выступление на родительском собрании
Одним из участников образовательного процесса являются родители - законные представители воспитанников детского сада. Поэтому мамы и папы должны иметь представление о том, по каким программам за...