Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
консультация (старшая группа) на тему
Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий для хорошего звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_doklad_formirovanie_vozdushnoy_strui.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий для хорошего звукопроизношения. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:
- Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
- Выдох происходит очень плавно.
- Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
- Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребёнок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил как должен выходить через рот.
- Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
- Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с
помощью частых коротких вдохов.
Необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребёнка, и могут вызывать головокружение.
Каждое упражнения на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз.
Перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
- Дыхательные упражнения нельзя выполнять после приёма пищи. Лучше проводить натощак или через час после еды.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.
• Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
• Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.
играем с детьми...
Игры для развития речевого дыхания у детей
Картотека игр...
Игры для развития речевого дыхания у детей
Игры для развития речевого дыхания у детей...
Авторская игра «КАРУСЕЛЬ" для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Авторская игра "Карусель" используется в качестве тренажера системы верхнего дыхания, развития сильной выдыхательной струи, для тренировки направленного в...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....