Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
консультация (старшая группа) на тему

Савенкова Юлия Владимировна

Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий для хорошего звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_doklad_formirovanie_vozdushnoy_strui.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

          Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий для хорошего звукопроизношения.  В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

    Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.                                                                   Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:

  • Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
  • Выдох происходит очень плавно.
  • Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
  • Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребёнок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил как должен выходить через рот.
  • Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
  • Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с

     помощью частых коротких вдохов.

   Необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребёнка, и могут вызывать головокружение.

  Каждое упражнения на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз.

Перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

  • Дыхательные упражнения нельзя выполнять после приёма пищи. Лучше проводить натощак или через час после еды.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
  •  Не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;

          Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
          • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
          • «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
          • «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
          • «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

          Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.
          • Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
          • Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речевого дыхания у детей

Игры для развития речевого дыхания у детей...

Авторская игра «КАРУСЕЛЬ" для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Авторская игра "Карусель" используется в качестве  тренажера  системы верхнего дыхания,  развития  сильной  выдыхательной  струи, для тренировки направленного в...