Особенности развития детей 5-6 лет
консультация (старшая группа) на тему

Ковалева Валерия Владимировна

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека,  как  представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_5-6_let.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека,  как  представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

     В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную  работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.)  Это становится возможным  благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

     В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или не хотел обладать ( «Я хочу быть  таким, как Человек Паук»,  «Я буду, как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои  предпочтения дети  объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

     В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление ос своей гендерной принадлежности по существенным признакам (мужские и женские качества, особенности проявления чувств, эмоции, специфика гендерного поведения).

     Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать  совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда  наблюдать и попытки  совместного решения проблем  («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

     Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.

     К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга, для них не составит труда сопоставить по величине между собой  большое количество предметов. Возрастает способность ребенка  ориетироваться  в пространстве.

     Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом  в течении 20 – 25 минут вместе со взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания  дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

     В 5 – 6 лет ведущее значение приобретает наглядно - образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и т.д.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать, как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

     На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильнее произношение звуков, дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам и т.д.). Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передавать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

     Круг чтения ребенка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем памяти, ему доступно чтение с продолжением.

     Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5 – 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции  (ребенок способен стать на позицию другого).

     В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного  труда.

     В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального  и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того произведения, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются  и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

                       «Детство»   Примерная образовательная программа дошкольного образования;

                                                            Санкт – Петербург  Детство- Пресс  2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...