Артикуляционная гимнастика в картинках
презентация по теме
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Некоторые дети сами могут научиться говорить чётко и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя, вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimn_dlya_ped.pptx | 2.49 МБ |
artikul_gimn_doklad.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Губы детей служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Аристотель Воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Гиппократ 2
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. 3
Артикуляционная гимнастика необходима для: Подготовки артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков; Преодоления речевых нарушений; Тренировки мышц щек, губ, языка 4
5 Проведение артикуляционной гимнастики: Заниматься ежедневно по 5 – 7 минут; Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Проводить занятие перед зеркалом; Игровая форма; Изучение упражнения в медленном темпе.
6 Статические упражнения «Заборчик»
7 «Трубочка»
8 «Блинчик»
9 «Иголочка»
10 «Парус»
11 «Чашечка»
12 Динамические упражнения Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка «Часики»
13 «Качели»
14 «Лошадка»
15 «Чистим зубки»
16 «Вкусное варенье»
17 «Футбол»
18 «Толстячки – Худышки»
19 Книги, на которые следует обратить вниман ие
20 Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 18»
город Чита
Консультация для педагогов:
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развитие
речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед
Опрокиднева К.А.
Язык - главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои дефекты. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений.
Благодаря артикуляционной гимнастике некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя, вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции.
Вначале детей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Почистим зубки» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Взрослый обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубами, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями, как небо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Мотор», «Чашечка», «Иголочка» и др.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик, в том числе и для разных звуков (свистящих, шипящих, соноров).
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Взрослый показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для развития подвижности губ:
1.Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.Улыбка – Трубочка
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1.Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка, Жало)
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята
вверх.
6. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
1. Часики (Маятник)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь
рта.
3. Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку)
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
подъязычную связку.
8. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь
рта.
11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках.
Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках предназначен для детей 4-7 лет. Можно создать в виде картотеки и использовать регулярно всеми педагогами детского сада....
Артикуляционная гимнастика в картинках
В материале представлена универсальная подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе. Удобная форма для информационного уголка лого...
Артикуляционная гимнастика в картинках
Артикуляционная гимнастика в картинках.По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольн...
Артикуляционная гимнастика в картинках
Можно использовать для уголка логопеда, в домашних тетрадях....
Артикуляционная гимнастика в картинках Звуки С -Сь
Данный материал пригодится учителям логопедам в индивидуальной работе с детьми. Это книжка раскраска подобрана для проведения артикуляциенной гимнастики и раскрашивания картинок на данное упражнение, ...
Книжка раскраска "Артикуляционная гимнастика в картинках"
Эта книжка даст вам возможность повысить интерес ребёнка к выполнению упражнений....
Артикуляционная гимнастика в картинках
Веселые картинки помогут Вам и Вашему малышу выполнить артикуляционные упражнения без труда. Не забудьте, что для подобных упраднений понадобится зеркало для зрительного контроля....