Положение о работе родительского клуба "Малышок"
материал
С целью создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников групп раннего возраста и установления сотрудничества организована работа родительского клуба «Малышок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_klube_malyshok.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «МАЛЫШОК»
Разработано:
педагогом-психологом
МБДОУ д/с № 18
Мискун И.Н.
г. Зеленогорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Два человеческих изобретения можно считать
самыми трудными, а именно: искусство
управлять и искусство воспитывать...
И. Кант
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ - семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне.
Именно это послужило толчком создания клуба «Малышок» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально- экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.
Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Это новая модель дошкольной образовательной системы - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.
Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Воспитатели, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.
Работа родительского клуба «Малышок» - это форма связи семьи и дошкольного учреждения, цель которого:
- создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении раннего детства;
- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста;
- помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;
- популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности микрорайона и города.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «МАЛЫШОК»
1 Общие положения
- Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада (МБДОУ д/с № 18) и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период раннего возраста.
- Основными принципами работы клуба «Малышок» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
- Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги и узкие специалисты, старшая медсестра МБДОУ, врач МБДОУ, педагог-психолог МБДОУ.
- Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог МБДОУ.
- Клуб «Малышок» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим МБДОУ д/с № 18.
2. Основные направления деятельности клуба «Малышок»
- Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания детей раннего возраста.
- Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Популяризация деятельности МБДОУ среди населения микрорайона.
- Права и обязанности участников клуба «Малышок»
3.1 Родители - члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в МБДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми раннего возраста дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
3.2 МБДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы клуба «Малышок» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
3.3 МБДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей раннего возраста;
- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
3.4 Родители - члены Клуба обязаны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
4. Организация деятельности клуба «Малышок»
- Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ д/с № 18).
- Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога МБДОУ.
- Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
- На итоговом заседании клуба «Малышок» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
- Формы организации работы клуба «Малышок»:
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
- музыкальные игры;
- открытые занятия;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
- Административная поддержка деятельности клуба «Малышок»
- Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
- Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов МБДОУ по работе с родителями.
- Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами МБДОУ и смежными специалистами.
- Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
- коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную - направленную на решение проблем;
- инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
- Условия работы Клуба
6.1 Для более успешной работы Клуба рекомендуется выполнять следующие условия:
- при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит мотивацию каждого участника;
- занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;
- желательно, чтобы занятия проводили одновременно два педагога;
- желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
- занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
- для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
- для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.
6.2 С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них проводится предварительное анкетирование.
6.3 Данная программа состоит из семи встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.
6.4 На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:
- предмет дискуссии - дети раннего возраста и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
- Предполагаемый результат работы Клуба
В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей раннего возраста; устанавливаются доверительные отношения между МБДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.
Тематический план-программа заседаний клуба «Малышок»
№ п/п | Тематика заседаний | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | «День открытых дверей» | Знакомство | Сентябрь | Старший воспитатель, узкие специалисты ДОУ |
2 | «Адаптируемся вместе» | Беседа | Октябрь | Психолог, воспитатель группы |
3 | «Мама и ребенок – вместе мы с пелёнок» | Игровое занятие | Ноябрь | Инструктор по физической культуре в спортивном зале |
4 | «Правила жизни моего ребенка» | Тренинг | Декабрь | Психолог, воспитатель |
5 | «Тюшки-тютюшки» | Музыкальные игры | Январь | Музыкальный руководитель |
6 | «Научи меня играть» | Практикум | Февраль | Воспитатели, старший воспитатель |
7 | «Воспитание культурно гигиенических навыков» | Практикум «Школа Мойдодыра» | Март | Воспитатель, психолог |
Анкета
Уважаемые родители!
На протяжении учебного года Вы являлись участниками занятий клуба «Малышок». Ваше мнение об эффективности его деятельности в решении воспитательных задач с детьми раннего возраста.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов, которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.
- Клуб «Малышок» позволил Вам:
- проявить активность и творчество;
- поделиться опытом;
- убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;
- другое_____________________________________________
- Клуб «Малышок» помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:
- вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;
- получили ответы на интересующие вопросы;
- начали изучать специальную литературу.
- Руководитель Клуба:
- интересовался мнением других и уважал его;
- создал обстановку тепла и доверия;
- поддерживал Вас в решении детско-родительских проблем;
- другое ___________________________________________________
- Вы считаете главным в деятельности клуба:
- формирование нового взгляда на процесс общения с детьми;
- преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами МБДОУ;
- осознание собственных трудностей в воспитании детей.
- Что Вам нравится на занятиях больше всего:
- консультации специалистов;
- игровые упражнения;
- тесты;
- анкеты;
- другое?_________________________________________________
6. Назовите темы наиболее понравившихся занятий____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об Общем родительском собрании ДОУ
Положение...
Положение о конкурсе родительских уголков
Методические разработки для старших воспитателей ....
Положение об общем родительском собрании
Родительское собрание - коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родите...
Положение о детско-родительском клубе «Умелые ручки»
Мы с родителями поговорили, посоветовались, и решили открыть детско-родительский клуб "Умелые ручки". После двух встречь в клубе "Умелые ручки" на которых мы расписывали новогоднюю игрушку ...
Положение об общем родительском собрании
Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ХХ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественн...
Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»
Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...