Положение о работе родительского клуба "Малышок"
материал

Мискун Ирина Николаевна

С целью создания системы психолого-медико-педагогического со­провождения родителей воспитанников групп раннего возраста и установления сотрудничества организована работа родительского клуба «Малышок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_klube_malyshok.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «МАЛЫШОК»

Разработано:

педагогом-психологом

МБДОУ д/с № 18

Мискун И.Н.

г. Зеленогорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Два человеческих изобретения можно считать

самыми трудными, а именно: искусство

управлять и искусство воспитывать...

И. Кант

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ - семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне.

Именно это послужило толчком создания клуба «Малышок» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально- экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Это новая модель дошкольной образовательной системы - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Воспитатели, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.

Работа родительского клуба «Малышок» - это форма связи семьи и дошкольного учреждения, цель которого:

  •  создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении раннего детства;
  •  способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста;
  • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;
  •  популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности микрорайона и города.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  •  повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  •  выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  •  способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «МАЛЫШОК»

1 Общие положения

  1.  Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада (МБДОУ д/с № 18) и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период раннего возраста.
  2.  Основными принципами работы клуба «Малышок» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
  3.  Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги и узкие специалисты, старшая медсестра МБДОУ, врач МБДОУ, педагог-психолог МБДОУ.
  4.  Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог МБДОУ.
  5.  Клуб «Малышок» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим МБДОУ д/с № 18.

2. Основные направления деятельности клуба «Малышок»

  1.  Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания детей раннего возраста.
  2.  Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
  3.  Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  4.  Популяризация деятельности МБДОУ среди населения микрорайона.

  1. Права и обязанности участников клуба «Малышок»

3.1 Родители - члены Клуба имеют право:

  •  на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в МБДОУ;
  •  получение практической помощи в организации занятий с детьми раннего возраста дома;
  •  высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  •  давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
  •  участвовать в планировании работы Клуба.

3.2 МБДОУ имеет право:

  •  на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  •  внесение корректировки в план работы клуба «Малышок» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3.3 МБДОУ обязано:

  •  планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей раннего возраста;
  •  предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  •  предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  •  соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители - члены Клуба обязаны:

  •  уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания детей;
  •  соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  •  принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4. Организация деятельности клуба «Малышок»

  1.  Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ д/с № 18).
  2.  Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога МБДОУ.
  3.  Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
  4.  На итоговом заседании клуба «Малышок» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
  5.  Формы организации работы клуба «Малышок»:
  •  круглый стол;
  •  психологические тренинги;
  •  практикумы;
  •  музыкальные игры;
  •  открытые занятия;
  •  решение педагогических ситуаций;
  •  обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
  1. Административная поддержка деятельности клуба «Малышок»
  1.  Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
  2.  Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов МБДОУ по работе с родителями.
  3.  Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами МБДОУ и смежными специалистами.
  4.  Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

  • коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
  • личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
  • содержательную - направленную на решение проблем;
  • инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
  1. Условия работы Клуба

6.1 Для более успешной работы Клуба рекомендуется выполнять следующие условия:

  •  при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит мотивацию каждого участника;
  •  занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;
  •  желательно, чтобы занятия проводили одновременно два педагога;
  •  желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
  •  занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
  •  для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
  • для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.

6.2 С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них проводится предварительное анкетирование.

6.3 Данная программа состоит из семи встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.

6.4 На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:

  •  предмет дискуссии - дети раннего возраста и способы взаимодействия с ними родителей;
  •  все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  •  ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
  1. Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей раннего возраста; устанавливаются доверительные отношения между МБДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.

Тематический план-программа заседаний клуба «Малышок»

п/п

Тематика

заседаний

Форма

проведения

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

1

«День открытых дверей»

Знакомство

Сентябрь

Старший воспитатель, узкие специалисты ДОУ

2

«Адаптируемся

вместе»

Беседа

Октябрь

Психолог,

воспитатель группы

3

«Мама и ребенок – вместе мы с пелёнок»

Игровое занятие

Ноябрь

Инструктор по физической культуре в спортивном зале

4

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

Декабрь

Психолог, воспитатель

5

«Тюшки-тютюшки»

Музыкальные игры

Январь

Музыкальный руководитель

6

«Научи меня играть»

Практикум

Февраль

Воспитатели, старший воспитатель

7

«Воспитание

культурно

гигиенических

навыков»

Практикум «Школа Мойдодыра»

Март

Воспитатель, психолог

Анкета

Уважаемые родители!

На протяжении учебного года Вы являлись участниками занятий клуба «Малышок». Ваше мнение об эффективности его деятельности в решении воспитательных задач с детьми раннего возраста.

Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов, которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

  1.  Клуб «Малышок» позволил Вам:
  •  проявить активность и творчество;
  •  поделиться опытом;
  •  убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;
  •  другое_____________________________________________
  1.  Клуб «Малышок» помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:
  •  вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;
  •  получили ответы на интересующие вопросы;
  •  начали изучать специальную литературу.
  1.  Руководитель Клуба:
  •  интересовался мнением других и уважал его;
  •  создал обстановку тепла и доверия;
  •  поддерживал Вас в решении детско-родительских проблем;
  •  другое ___________________________________________________
  1.  Вы считаете главным в деятельности клуба:
  •  формирование нового взгляда на процесс общения с детьми;
  •  преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами МБДОУ;
  •  осознание собственных трудностей в воспитании детей.
  1.  Что Вам нравится на занятиях больше всего:
  •  консультации специалистов;
  •  игровые упражнения;
  •  тесты;
  •  анкеты;
  •  другое?_________________________________________________

6. Назовите темы наиболее понравившихся занятий____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе родительских уголков

Методические разработки для старших воспитателей ....

Положение об общем родительском собрании

Родительское собрание - коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родите...

Положение о детско-родительском клубе «Умелые ручки»

Мы с родителями поговорили, посоветовались, и решили открыть детско-родительский клуб "Умелые ручки". После двух встречь в клубе "Умелые ручки" на которых мы расписывали  новогоднюю игрушку ...

Положение об общем родительском собрании

Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ХХ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественн...

Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»

Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...