Консультация для родителей "Адаптация детей в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему
Основной целью данной консультации является: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация
Как вообще происходит эта самая адаптация и что это такое? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям. Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И она не напрасна: изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребёнка. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует от ребёнка огромных усилий, вызывают появление стадии напряжённой адаптации к детскому саду.
Нарушаются:
1.Эмоциональное состояние-ребёнок много плачет, капризничает.
2.Сон,аппетит-трудности засыпания, нарушен характер сна. Отказ от еды.
3.Предметная деятельность-снижен интерес к окружающему, отказ от игры.
4.Речевая активность-сокращается словарный запас.
Общее подавленное состояние, окружение чужой вирусной флорой, нарушение реактивности организма приводят к частым болезням.
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет более общительным в коллективе в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Еще до того, как ребенок придет в группу, желательно составить разговор с воспитателем и рассказать как можно больше об особенностях его поведения и привычках:
- В каких условиях живет ребенок, сколько человек в семье, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка и т.д.;
- Какие привычки сложились в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.;
- Как называют ребенка дома ласково;
- Чем больше всего любит заниматься ребенок;
- Какие особенности в поведении вас радуют, а какие настораживают.
Для того, чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, важно сотрудничать с воспитателем в период его адаптации к новым условиям
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками детского учреждения.
Возможно также для предварительного знакомства с учреждением вместе с ребенком побывать на прогулке с группой, поиграть с детьми, посмотреть, чем занимаются в группе
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
в яслях - 7-10 дней,
в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
• в первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
• планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
• в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку
. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
Консультация по адаптации детей в детском саду.
Краткие советы для родителей...
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....
Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"
Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....