Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (группа со сложными дефектами)
методическая разработка
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (2015-2016 учебный год) разработаны с учётом возможностей детей с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата. Содержат информацию об особенностях развития ребёнка с ОВЗ, рекомендации как организовать игровое образовательное пространство дома. А так же игры на ознакомление детей с разнообразными предметами ближайшего окружения, на развитие способности детей с ОВЗ вместе с взрослым выполнять предметно-практические действия и игры на формирование элементарного опыта выполнения действий с игрушками и коммуникативных умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб
Рекомендации учителя-дефектолога
для родителей на летний период
(2015-2016 учебный год)
группа со сложными дефектами «Колобок»
Дошкольный возраст – это начало сенсорного развития, приобретения сенсомоторного опыта, который необходим для овладения доступными видами деятельности и представлениями об окружающей действительности.
Поэтому совместная деятельность с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата, прежде всего, направлена на формирование сенсомоторного опыта, на развитие предметно-практической деятельности, системы элементарных обследовательских действий, а так же познавательных установок «Что это?», «Какой он?», «Что с ним делают?» (при ведущей роли взрослого).
Ребёнок с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата во время сенсорной деятельности находится в специальном кресле-опоре или на руках у взрослого, который помогает принять удобную позу, формирует технические навыки действий с дидактическими и сенсорными игрушками, помогает их удерживать, а также соединять части сборно-разборных игрушек.
При этом взрослый непрерывно комментирует ощущения ребёнка, его действия, побуждает к использованию доступной речи, к ответной речевой реакции. Такой подход позволяет развивать восприятие детей, речь, коммуникацию.
Внимание детей привлекается к пространственным свойствам окружающих предметов и игрушек (форме, отношениям по величине и расположению, цвету) и способам выполнения действий с учётом этих свойств.
Ознакомление детей с особыми потребностями с окружающим предполагает установление связи слова-названия с объектом, признаком, действием (мяч, круглый, красный, большой, катится).
Одновременно проводится работа по формированию первичных практических ориентировочных действий, умение пользоваться указательным и соотносящим жестом, формируется система «взгляд-рука».
Развитие предметно-игровой деятельности является основной задачей, т.к. предметная игра выступает как основной фактор психомоторного развития ребёнка с ОВЗ. Важную роль играет обучение детей действиям с образными игрушками.
«Зона ближайшего развития» формируется у детей с ОВЗ при ведущей роли взрослого. Т.к. дети ограничены в передвижении, развивающая среда должна «подойти» к ребёнку, а это задача взрослого (родителя, когда ребёнок находится в домашних условиях).
РЕКОМЕНДАЦИИ. В соответствии с возможностями ребёнка проводите следующие игры и игровые упражнения в домашних условиях:
I. Игры на ознакомление детей с разнообразными предметами ближайшего окружения и на развитие способности детей с ОВЗ вместе с взрослым выполнять предметно-практические действия:
- «Вытираем поднос тряпочкой»;
- «Мокрая и сухая тряпочки»;
- «Мокрое - сухое»;
- «Холодная и тёплая вода»;
- «Накроем кастрюли крышками»;
- «Чашки и ложки» / «Тарелки и ложки (вилки)»$
- «Переставим посуду на поднос»;
- «Что в баночке лежит?»;
- «Шумит и шелестит» (бумага, целлофановые пакеты, фольга, …);
- «Уберём носочки в ящик»;
- «Соберём игрушки».
II. Игры на формирование элементарного опыта выполнения действий с игрушками и коммуникативных умений:
- Игры на развитие умения целенаправленно тянуться к игрушке, захватывать её всей поверхностью ладони и противопоставленным большим пальцем («Где игрушка?», «Возьмём игрушку в ручку», «Возьми и дай мне игрушку», «Возьми и дай игрушку кукле/ мишке);
- Игры на развитие простых действий с игрушками вместе с взрослым («Постучим молоточком», «Потрясём шумовой баночкой», «Переложим игрушки в корзинку», «Расставим игрушки»);
- Игры на обучение действиям с игрушками в соответствии с их назначением («Покатаем машинки (коляски, каталки)», «Поставим кубик на кубик», «Покидаем мяч», «Накормим куклу из ложки»);
- Игры с дидактическими игрушками («Снимем/наденем колечки на стержень пирамидки», «Вложим стаканчики-вкладыши», «Вложим фигуры в прорези» («Почтовый ящик» или «Сортёр»); «Соберём в корзинку шарики (кубики, кирпичики)», «Разберём/соберём матрёшку или бочку» (2-3 части), «Разложим игрушки на цветные фоны/ в цветные коробочки»(основные цвета, начинаем с красных и жёлтых фонов);
- Игры с образными игрушками («Скачет, скачет зайка: скок-скок», «Кушай котик: ам-ам!», «Уложим игрушки спать: баю-бай!», «Покатаем зверей в машине: би-би!», «Игрушки едут на поезде: ту-ту!», «Кукла ходит по дорожке: топ-топ!», «Разложим шарики игрушкам-зверушкам: на, возьми!», «Иди играть!» - звать игрушку жестом, «Кто прячется под платочком?»).
Учитель-дефектолог Кумляшова Виктория Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...

Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные арти...

Рекомендации логопеда для родителей на летний период
Рекомендации логопеда для родителей на летний период...

Буклет для родителей "Рекомендации логопеда для родителей на летний период"
Буклет поможет родителям не забывать контролировать звукопроизношение ребенка в летний период....

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (группа со сложными дефектами)
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период (2020-2021 уч.г.) разработаны с учётом возможностей воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами).Содержат рекомендации о том, как создава...