"Зачем заводить домашнего питомца"
консультация на тему

Пахунова Юлия Евгеньевна

Вконсультации раскрывается значимость любви к домашним животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 "ЗАЧЕМ ЗАВОДИТЬ ДОМАШНЕГО ПИТОМЦА"

Зачем нужны домашние животные? А действительно, зачем? Некоторые мамы так и говорят – от них одни проблемы: грязь, вонь, ответственность какая. Да еще и зараза! Что ж, наша жизнь – сплошные проблемы, большие и маленькие. Без них жить было бы скучно. Если бы мы думали только о проблемах, то никогда не заводили бы детей! А нашим детям для нормального развития домашние питомцы просто необходимы.

Зачем они нужны?

Статистика свидетельствует, что это не голословное утверждение. Данные разных исследователей говорят о том, что домашние животные играют огромную роль в воспитании детей. Так, подростки, растущие в семьях, где есть четвероногие питомцы, в двух случаях из трех воспринимают обстановку в семье как благоприятную,в то время как практически все те, у кого нет даже скромного хомячка, считают, что дома не все благополучно.

Тревожность и конфликтность в семьях с животными значительно ниже, чем в бездетных... то есть без животных, зато дети в них гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. Дети, у которых есть собака, легче переживают развод родителей.

Еще более важны отношения с животными, будь то собака, кошка, морская свинка или лошадь, для детей-сирот. Воспитанники детских домов в огромном большинстве считают самым близким себе существом именно такое четвероногое создание, оно для них зачастую значит гораздо больше, чем их  двуногие товарищи, учителя, воспитатели или родственники. А если такого пушистого и теплого друга нет, то что тогда? Полное одиночество, озлобленность, ненависть ко всем и всему, которая потом оборачивается против общества...

Согласно результатам исследований, проведенных американскими учеными, важными факторами, приводящими подростков к наркотикам, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что они ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся: ни о младших сестренках и братишках, ни о четвероногих питомцах. Впрочем, это вообще факторы, порождающие асоциальное поведение.

Любви никогда не бывает много. Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое да еще и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя без всяких условий и без всяких заслуг с твоей стороны, которое так и прыгает на тебя и стремится тебя облизать, – что может быть лучше для ребенка? (Кстати, лишенные шерсти голые собачки и кошки-сфинксы – не для детей). Любовь ведь не просто слова и отношения, любовь должна обязательно выражаться в ласке и касаниях. Ребенок нормально развивается только в тесном физическом контакте с матерью, причем это необходимо не только в период кормления грудью, но и гораздо более длительное время. Человек, лишенный таких физических, телесных отношений в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – и он будет опасаться любых контактов со своими ближними и дальними, как физических, так и эмоциональных. Таковы, например, многие воспитанники детских домов, не знавшие материнской ласки, – они не умеют любить и быть любимыми. Особенно страшна такая судьба для девушек – им труднее всего потом устроить свою жизнь. Маленькие дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – большое теплое тело как бы заменяет им маму (это на подсознательном уровне). Многие подростки, наоборот, любят маленьких собачек и других зверьков – это уже смутно начинает пробуждаться родительский инстинкт. Если дети общаются со своими питомцами, это помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. И особенно это важно сейчас, в век бездушных машин и компьютеров – уж компьютер-то есть чуть ли не в каждом доме.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Во многих семьях, где есть собака, даже небольшая, она служит ребенку товарищем в играх, но заботы о ней целиком и полностью лежат на плечах родителей. Почему? Обычный ответ: у детей еще нет чувства ответственности, и вверять им живое существо опасно и неразумно. Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют?

Кто о ком должен заботиться – дети о собаках или собаки о детях? Мы как-то больше знаем о собаках-няньках, например ньюфаундлендах, на которых спокойно можно оставлять маленьких детей, нежели о детях, которые, придя из школы, тут же выведут на прогулку собаку. Забота о своем питомце дисциплинируют юного человечка, учит его не только брать, но и отдавать.

Когда я гуляю со своей собакой в нашем дворе, часто встречаю красивую пару – Элси и Таню. Таня – четырнадцатилетняя школьница, Элси – молодая девочка-далматинка, ее подарили Тане около года назад. Это была награда за хорошие отметки. Таня долго готовилась к тому, что у нее появится собака, о которой мечтала всю сознательную жизнь. Она приучила себя вставать в шесть часов утра, чтобы гулять с собакой. Каждый день она по часу гуляет со своей Элси утром и вечером. И при этом все успевает, гораздо больше того, что делала раньше, до появления собаки. Кроме школы, она еще посещает компьютерные курсы и курсы скорочтения.

Именно лет в двенадцать–тринадцать подростку можно полностью доверить собаку, до этого ему надо активно помогать и, главное, контролировать: ребенок есть ребенок, он может просто забыть погулять, да и физически ему может быть тяжело выводить ее несколько раз в день. Кстати, это не означает, что тинэйджеру в этом помогать не следует. Родители Танечки, например, в конце августа перед началом занятий в школе дали ей отоспаться – утреннюю прогулку взял на себя папа.

Очень важно то, что забота о животном учит человека не только требовать, получать, но и отдавать. Конечно, малыш в 6–7 лет еще не может полноценно ухаживать за собакой, даже за маленькой, но вот заботиться о хомячке или морской свинке он вполне в состоянии.

Воспитание чувств

Подростки, у которых дома небольшой зверинец, никогда не станут издеваться над собаками или выбрасывать из окна кошек, проверяя, с какого этажа они должны упасть, чтобы разбиться насмерть, – они понимают боль животных, чувствуют ее. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки; чаще они связаны с психопатологией или переадресованной агрессией. Если ребенка бьют родители, то не

стоит удивляться тому, что он будет бить свою собаку, которая точно так же зависит от него, как он – от матери, которую давным-давно надо бы лишить родительских прав.

Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, это происходит потому, что они еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. Им это надо объяснять. От того, насколько хорошо родители смогут дать понять ребенку, что животные испытывают такую же боль и такие же неприятные ощущения, как и он сам, зависит, каким он вырастет: чувствительным или жестоким, деликатным или грубым. Если ребенок чересчур агрессивно обращается с животными, хорошо воспитанные четвероногие сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не откусываются; ведь для высших млекопитающих любой детеныш – табу, трогать его нельзя. Крайне редко собаки, слишком тесно сталкивавшиеся с «вождями краснокожих», не любят детей, но обычно они предупреждают заранее, чтобы к ним не приближались (кстати, все знакомые мне таксы детей не слишком привечают). Но когда в семье есть малыши, домашние питомцы чаще всего с удовольствием участвуют в совместных развлечениях, иногда весьма бурных, а когда взрослые их растаскивают, то, отдышавшись, снова возвращаются к юному «извергу», чтобы продолжить игру. Характерно поведение кошки Ю-ю, увековеченной А.И. Куприным: когда ее «дружок и мучитель» Коля заболел, она дежурила днем и ночью под его дверью и оставила свой пост только тогда, когда каким-то своим сверхъестественным чутьем поняла, что кризис миновал и в состоянии мальчика наступил перелом к лучшему.

Общение и самооценка

Щенок или котенок для ребенка – это непременный участник его игр и вообще его товарищ, которому поверяют очень многое. Игры, как для человеческих детей, так и для детенышей высших животных – очень важная часть процесса развития. Впрочем, те млекопитающие и птицы, у которых достаточно развит интеллект и у которых после поисков еды и удовлетворения других первоочередных потребностей остается много свободного времени, часто посвящают его игре, просто в поисках удовольствия, положительных эмоций. Домашние питомцы как партнеры в играх, особенно в играх подвижных, на мой взгляд, просто незаменимы, при этом создается впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных животных, которым уже не до игр – возраст не тот.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или песик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут! А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Как и для взрослых, наши домашние любимцы для детей – мощнейший инструмент для снятия стресса.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку – это заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий младший брат выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих собственных глазах. Впрочем, не только в своих. Вспомним всем известный фильм «Бетховен»: когда девочку повсюду сопровождает огромный сенбернар, она поднимается сразу на несколько ступенек вверх в подростковой иерархии, на нее начинают обращать внимание мальчики. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.

Ребенок в мире природы

Обычно дети довольствуются котом или песиком, этого вполне хватает, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт; многим достаточно хомячка или пушистой морской свинки. Но некоторые отдельные папы и мамы, бывает, уступают многим настояниям своих отпрысков и заводят дома чуть ли не целый зверинец. Спрашивается, а зачем нам зоопарк на дому? Конечно, без него вполне можно обойтись, но... Общаясь со своими зверями, человек, даже самый юный, удовлетворяет свою любознательность и чувствует свою неразрывную связь с природой, что особенно важно для выросших в городе детей, которые и корову-то видели только по телевизору.

Конечно, все эти животные причиняют массу хлопот, особенно родителям. Хомячки, вырвавшись на волю, перегрызают всевозможные провода, ручные крысы строят себе гнезда в платяном шкафу, а неядовитые полозы имеют склонность просачиваться в мельчайшие щели и объявляться в чужих квартирах, доводя соседей, незнакомых с герпентологией, чуть ли не до инфаркта. Но это все такие мелочи по сравнению с тем удовольствием, которое нам доставляют наши четвероногие и прочие питомцы. А положительные эмоции, как мы уже выяснили, лечат сами по себе, и поэтому общение с животными особенно необходимо ослабленным и больным детям. Они растут, развиваются, открывают для себя мир – и счастливо то дитя, которое растет на природе и среди животных!

Животное как средство манипуляции

Собака или кошка почти всегда становится важным членом семьи, особенно для ребенка. Но, к сожалению, та же собака (кошка значительно реже) порой превращается в предмет манипуляции со стороны взрослых членов семьи, объектом которой оказываются дети. Начинается с того, что покупка щенка обставляется кучей условий (например, все пятерки в четверти, ежедневное мытье посуды и т. д.). В дальнейшем юному хозяину за малейший проступок или неуспеваемость в школе грозят тем, что его любимца отдадут или вообще выбросят на улицу. Чаще всего в этой некрасивой роли выступает, увы, мать. Шантаж, надо сказать, дело вообще недостойное, а в воспитании детей особенно. Но в данном случае речь идет о живом существе! Для ребенка его собственный щенок – это его любимое дитя и веселый товарищ. Но ведь не выгоняют малыша из дома за то, что он намочил штаны, и не сдают школьника в интернат за двойку в четверти! Но следует отличать манипулирование близкими от нормальной системы вознаграждения за хорошее поведение и от формирования чувства ответственности ребенка за свои поступки. Желание завести собаку может превратить троечника в хорошиста, и, может быть, кто-нибудь даже без напоминания научится выносить мусор.

Зубы и когти – насколько это опасно?

Собаки и кошки – хищники и могут сильно укусить и оцарапать. Впрочем, кусается и загнанная в угол крошечная белая мышка. Насколько это опасно? Вопрос можно поставить по-другому: опасно для кого? У детей нет врожденного представления о том, что другие существа могут чувствовать боль, страдать, но они от природы вовсе не жестоки. И не будут жестоки, если воспитывать их не абы как, а под родительским присмотром. Сопереживанию они должны научиться, и желательно, чтобы этому их научили взрослые. Маленькому человечку необходимо объяснить, что ко всем живым существам надо относиться бережно. Особенно это касается мальчиков. Мальчики от природы менее склонны к эмпатии (то есть вчувствованию в состояние другого живого существа), чем девочки, к тому же они более любопытны и изобретательны. Я знаю одного серьезного ученого, который начал свои эксперименты в весьма юном возрасте; ему было известно, что кошка всегда падает на лапы, а что будет, если лапы ей связать? До конца жизни он мучился угрызениями совести…

А другой маленький мальчик, которому объяснили, что нельзя баловаться со спичками, решил обучить этому кота – и случайно поджег ему усы. И если пострадавшее животное начинает откусываться, то родители, прежде чем бежать «спасать» своего ребенка, должны сначала разобраться, кто прав, а кто виноват. Именно неадекватное поведение взрослых часто вызывает у детей фиксацию страха.

Для ребенка гораздо опаснее не сам укус, а страх перед животными, который легко может перерасти в зоофобию. Патологическая боязнь собак чаще всего возникает в детстве, если ребенка напугала собака. Не обязательно при этом, чтобы она его кусала, – вполне достаточно вида оскаленной пасти, страшных клыков... Память о саблезубых тиграх, наверное, прочно сидит в наших генах. Большие заостренные клыки, свирепый оскал являются безусловным отрицательным ключевым стимулом. Один их вид сигнализирует нам об агрессивности их владельца; не важно при этом, кто демонстрирует свои мощные и чересчур вооруженные челюсти: акула или хищное млекопитающее – эффект бывает один и тот же.

Сильные детские страхи могут фиксироваться и превращаться в невроз, особенно если пугающее событие произошло прежде, чем ребенку стукнуло семь лет. Иногда внезапный испуг приводит к тому, что дитя начинает заикаться. В большинстве случаев ребенка пугает собака, но далеко не всегда собака в этом виновата. Конечно, в раннем детстве достаточно бывает только увидеть большого грозного пса, например дога или добермана, чтобы испугаться; даже громкий лай для детей может представлять угрозу, не говоря уже о том, что есть, к сожалению, собаки, которые человеческих детенышей не любят и кусают их без всякой провокации с их стороны. Но одно дело – испуг, а фиксация страха – это уже совсем другое, и в этом повинны чаще всего люди, а именно взрослые, опекающие ребенка. Даже при незначительном конфликте ребенка и собаки они могут впадать в истерику. Например, у нас во дворе пятилетний Антон играл с соседским таксом Трафом, и случайно, когда мальчик внезапно наклонился, пес ударился носом о его щеку. Мать немедленно ударилась в панику: укусили! На коже следы зубов! – хотя свидетели уверяли ее, что ничего подобного не было. В результате мальчику стали делать прививки. Нетрудно догадаться, что у малыша, когда он вырастет, есть много шансов стать жертвой собакофобии (официально – кинофобия).

В подобных ситуациях взрослые часто неправильно ведут себя из самых лучших побуждений, защищая своих детей от «страшных» зверей. Собакам, например, не нравится, когда их таскают за уши и за хвосты или отнимают у них любимую косточку, и, бывает, они откусываются от своих юных мучителей. В таких случаях родители должны судить детей и животных по справедливости: не наказывать четвероногих за покус, а объяснить ребенку, что он был неправ и ему надо учиться соблюдать границы в общении с домашними любимцами. Например, трехлетний мальчик специально наступил спящему песику за хвост, тот спросонья его укусил, и раздался громкий рев. Бабушка, которая в это время сидела с внуком, не стала охать, ахать и тащить ребенка на уколы, а спокойно объяснила ему, что этого нельзя делать, что собачке тоже больно. Теперь мальчик не обижает обитающих в доме маленького терьера и кошку – и никого не боится. Главное, чтобы взрослые при конфликтах собак и детей не бились в истерике – на детей часто влияет не сам факт укуса или даже громкого лая, они очень внушаемы, и фиксируется у них в подсознании именно преувеличенная, несоразмерная реакция взрослых; раз мама считает и весьма эмоционально выражает, что собака – это мерзкая опасная тварь, это воспринимается ребенком некритически, он как бы заражается ее страхом.

Как бороться с такими страхами? Ну, во-первых, в далеко зашедших случаях надо лечить не конкретный страх, а сам невроз. Впрочем, я пишу о наших отношениях с животными, а не о малой психиатрии, так что те, кто этим интересуется, пусть обратятся к специальной литературе или к специалисту. Но, конечно, не надо ждать, пока страх зафиксируется и укоренится, лучше действовать сразу, тогда эффект достигается проще и быстрее. И особенно это, конечно, касается детей.

Родители сами могут сделать многое, чтобы ребенок перестал бояться собак. Они должны объяснить своему отпрыску, как себя надо с ними вести, побольше показывать картинок и фильмов с добродушными и милыми собачками, придумывать и рассказывать ему сказки, где действуют замечательные героические собаки – обязательно с хорошим концом. Наконец, надо постепенно знакомить своего ребенка с собаками. В кинологическом центре, где занимаются лечебной кинологией, с детьми общаются, и весьма близко, собаки-терапевты самых разных пород, от карликовых пинчеров до алабаев, – именно для того, чтобы снять у детей боязнь собак.

… Моя мама была категорически против животных в доме, а я так мечтала о маленьком живом существе! У меня прекрасная память, и я помню всех собак, с которыми мне довелось пообщаться в детстве, и то, какую радость это мне тогда доставило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли заводить домашних питомцев?

Нужно ли заводить домашних питомцев? Доводы "за" и "против"....

Консультация для родителей "Зачем заводить домашнего питомца"

В консультации рассмотрим вопрос: «Зачем нужны домашние животные?» А действительно, зачем? Некоторые мамы так и говорят – от них одни проблемы: грязь, вонь, ответственность какая. Да...

"Домашние животные и их детёныши" (ЭОР). Младшая группа. Тема занятия "Мои друзья - домашние питомцы". Составитель: Гоч Е.С, воспитатель.

Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, память, внимание, речь, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к ж...

Интерактивное пособие "Домашние животные" в рамках проекта "Домашние питомцы" с детьми младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию интерактивное пособие "Домашние животные".Цель: закрепить с детьми названия домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21332832","attribut...

Познавательный проект "Зачем нужны домашние питомцы?"

Разговаривая с детьми о домашних питомцах, задала вопрос: «Зачем нам нужны домашние животные?» Дети затруднялись ответить, не понимали пользы от содержания дома живых существ. Многие дети ...