Консультация для родителей: "Особенности развития детей 7 летнего возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему

Вилявина Наталия Алексеевна
Особенности развития детей 7 летнего возраста.
Семилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольного детства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка. Как правило, такие дети находятся в подготовительной группе детского сада.
Ведущей деятельностью в этот период развития ребенка остается игра. Но сюжеты усложняются игр, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым. Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры. Игра как ведущая деятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебной деятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в том случае, когда завершены те психические новообразования, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Среди новообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальных норм и развитие наглядно-образного мышления.
Не сформированная произвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкции взрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры с правилами (Ай, да я! Да - нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)
Введение любых требований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводиться постепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить все нормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольно выполняться.
Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихся школьной жизни - это ролевые игры. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения (игры-драматизации), таки на уроках окружающего мира.
Игра должна составлять большую часть деятельности ребенка семи лет, в том числе и дома. Для развития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенкаприсутствовали свободное рисование, лепка, конструирование.
Чтобы игра как метод обучения дала наибольшие результаты, важно
а) чтобы учебная и игровая задачи совпадали;
б) чтобы учебная задача не задавила игровую;
в) чтобы данный игровой метод использовался систематически.
Для создания базы для развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия для полноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно, но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры при выполнении любой мыслительной деятельности
Так как логическое мышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие, выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе семилетнего ребенка.
Для формирования полноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемой необходимо
а) работать над формированием внутренней мотивации (как?);
б) учить планировать собственные действия (как?);
в) учить контролировать собственныедействия (как?).
Важно поддерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит от стиля отношения воспитателя с группой (воспитатель как попутчик или костыль). Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надо что-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их по желанию. Для детей с низким уровнем активности требуется поддержка его начинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.
Дети семилетнего возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делать ребенок (обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работа подчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции (может содержать два подэтапа - проговаривание вместе со взрослым и самостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.
Эффективное взаимодействие с семилетним ребенком возможно только в том случае, когда педагог точно определил зону актуального и ближайшего развития каждого конкретного ребенка.
Важным этапом развития в семилетнем возрасте считается речевое общение - речь становится более контекстной (независимой от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств). Способны с помощью речи привлекать к себе внимание, устанавливать контакты, для воздействия и взаимопонимания, средство фиксации знаний, средство познавательной деятельности, а также речь - самостоятельный объект окружающего мира, значит, объект познания.
Активно осваивается диалог. Зарождается монолог. Речь в форме короткого рассказа.
Наличие интереса к речи влияет на освоение и пополнение словаря, грамматической структуры речи, качественное совершенствование (понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное, словообразование), чистота произношения.
Усваиваются способы построения предложений.
Социальное развитие - возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Потребность в сравнении себя с другими. Формируется достаточно сплоченное детское общество, увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
Более самостоятелен и независим от взрослых, элементы самостоятельного представления о себе и своих действиях, не принимают на веру оценки взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способен осознать свое положение среди сверстников.
Познавательное развитие - восприятие теряет глобальный характер, становится более дифференцированным, внимание к признакам и отдельным свойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории, т.е. процесс восприятия интеллектуализируется.
Память становится произвольной и целенаправленной. Воображение из репродуктивного, воспроизводящего становится предвосхищающим. С помощью речи начинает планировать и регулировать свои действия. Широко используют экспериментирование с практическим преобразованием предметов и явлений, моделирование. Появляется словесно-логическое мышление. Формируется образ мира, систематизируются знания о нем. Система знаний включает две зоны: зона проверяемых стабильных знаний и зона догадок и гипотез.
Вопросы детей - показатель развития их мышления. Формируются способы умственнойработы и средства построения собственной познавательной деятельности.
Эстетическое развитие - более осознанное и активное, способен сам создавать красоту, а не только воспринимать: по отношению к материальному миру, к людям, к природе.
Сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности. Может назвать несколько литературных произведений, прочитать стих, отвечает на вопросы по прочитанному, интерес к книгам, может дополнить сюжет сказки или сочинить целостную сказку. Становятся устойчивыми замыслы, расширяются возможности использования художественных средств. Появляются стойкий интерес и симпатии к определенным видам искусств. Имеют опыт художественного рукоделия с разными материалами. В музыке выделяет тембры музыкальных инструментов, жанровую принадлежность произведения. Использует мимику и пантомимику в танце, координированные движения рук и ног. Выразительно извонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне, чисто интонирует с аккомпанементом, с удовольствием поет в хоре, владеет элементарными певческим навыками. Владеет приемами игры на различных музыкальных инструментах, слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении, самостоятельно подбирает инструменты по характеру музыкальной пьесы.
Физическое развитие - основные показатели физического развития протекают менее согласованно и плавно. Улучшается подвижность, уравновешенность и устойчивость, при этом быстрая истощаемость. Завершается процесс формирования грудной клетки, устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и туловища (приближается к взрослым показателям). Увеличивается длина верхних и нижних конечностей, лучше развиты крупные мышцы, а слабо связочные отделы и мелкие мышцы (основа для деформации позвоночника). Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. В движениях дети познают себя и свое тело, совершенствование ранее приобретенных навыков. Лучше представлены скорость и гибкость, чем сила и выносливость.
В целом же, общими показателями развития семилетнего дошкольника можно считать следующие:
a) выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое», обобщение; владеет обобщенными способами деятельности, способен находить варианты решений открытого типа, использует символические средства познания мира, способен планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка, разнообразие познавательных интересов;
б) осознанно относится к эстетическому в мире, знаком со множеством литературных произведений, может пересказать сказку, прочитать стих, имеет опыт художественной деятельности, исполняет простые песни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osbennosti_detey_7_lenego_vozrasta.odt9.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Особенности развития детей 7 летнего возраста.

Семилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольного детства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка. Как правило, такие дети находятся в подготовительной группе детского сада.

Ведущей деятельностью в этот период развития ребенка остается игра. Но сюжеты усложняются игр, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым. Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры. Игра как ведущая деятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебной деятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в том случае, когда завершены те психические новообразования, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Среди новообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальных норм и развитие наглядно-образного мышления.

Не сформированная произвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкции взрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры с правилами (Ай, да я! Да - нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)

Введение любых требований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводиться постепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить все нормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольно выполняться.

Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихся школьной жизни - это ролевые игры. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения (игры-драматизации), таки на уроках окружающего мира.

Игра должна составлять большую часть деятельности ребенка семи лет, в том числе и дома. Для развития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенкаприсутствовали свободное рисование, лепка, конструирование.

Чтобы игра как метод обучения дала наибольшие результаты, важно

а) чтобы учебная и игровая задачи совпадали;

б) чтобы учебная задача не задавила игровую;

в) чтобы данный игровой метод использовался систематически.

Для создания базы для развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия для полноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно, но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры при выполнении любой мыслительной деятельности

Так как логическое мышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие, выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе семилетнего ребенка.

Для формирования полноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемой необходимо

а) работать над формированием внутренней мотивации (как?);

б) учить планировать собственные действия (как?);

в) учить контролировать собственныедействия (как?).

Важно поддерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит от стиля отношения воспитателя с группой (воспитатель как попутчик или костыль). Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надо что-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их по желанию. Для детей с низким уровнем активности требуется поддержка его начинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.

Дети семилетнего возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делать ребенок (обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работа подчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции (может содержать два подэтапа - проговаривание вместе со взрослым и самостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.

Эффективное взаимодействие с семилетним ребенком возможно только в том случае, когда педагог точно определил зону актуального и ближайшего развития каждого конкретного ребенка.

Важным этапом развития в семилетнем возрасте считается речевое общение - речь становится более контекстной (независимой от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств). Способны с помощью речи привлекать к себе внимание, устанавливать контакты, для воздействия и взаимопонимания, средство фиксации знаний, средство познавательной деятельности, а также речь - самостоятельный объект окружающего мира, значит, объект познания.

Активно осваивается диалог. Зарождается монолог. Речь в форме короткого рассказа.

Наличие интереса к речи влияет на освоение и пополнение словаря, грамматической структуры речи, качественное совершенствование (понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное, словообразование), чистота произношения.

Усваиваются способы построения предложений.

Социальное развитие - возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Потребность в сравнении себя с другими. Формируется достаточно сплоченное детское общество, увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Более самостоятелен и независим от взрослых, элементы самостоятельного представления о себе и своих действиях, не принимают на веру оценки взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способен осознать свое положение среди сверстников.

Познавательное развитие - восприятие теряет глобальный характер, становится более дифференцированным, внимание к признакам и отдельным свойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории, т.е. процесс восприятия интеллектуализируется.

Память становится произвольной и целенаправленной. Воображение из репродуктивного, воспроизводящего становится предвосхищающим. С помощью речи начинает планировать и регулировать свои действия. Широко используют экспериментирование с практическим преобразованием предметов и явлений, моделирование. Появляется словесно-логическое мышление. Формируется образ мира, систематизируются знания о нем. Система знаний включает две зоны: зона проверяемых стабильных знаний и зона догадок и гипотез.

Вопросы детей - показатель развития их мышления. Формируются способы умственнойработы и средства построения собственной познавательной деятельности.

Эстетическое развитие - более осознанное и активное, способен сам создавать красоту, а не только воспринимать: по отношению к материальному миру, к людям, к природе.

Сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности. Может назвать несколько литературных произведений, прочитать стих, отвечает на вопросы по прочитанному, интерес к книгам, может дополнить сюжет сказки или сочинить целостную сказку. Становятся устойчивыми замыслы, расширяются возможности использования художественных средств. Появляются стойкий интерес и симпатии к определенным видам искусств. Имеют опыт художественного рукоделия с разными материалами. В музыке выделяет тембры музыкальных инструментов, жанровую принадлежность произведения. Использует мимику и пантомимику в танце, координированные движения рук и ног. Выразительно извонко исполняет несложные песни в удобном диапазоне, чисто интонирует с аккомпанементом, с удовольствием поет в хоре, владеет элементарными певческим навыками. Владеет приемами игры на различных музыкальных инструментах, слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении, самостоятельно подбирает инструменты по характеру музыкальной пьесы.

Физическое развитие - основные показатели физического развития протекают менее согласованно и плавно. Улучшается подвижность, уравновешенность и устойчивость, при этом быстрая истощаемость. Завершается процесс формирования грудной клетки, устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и туловища (приближается к взрослым показателям). Увеличивается длина верхних и нижних конечностей, лучше развиты крупные мышцы, а слабо связочные отделы и мелкие мышцы (основа для деформации позвоночника). Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна. В движениях дети познают себя и свое тело, совершенствование ранее приобретенных навыков. Лучше представлены скорость и гибкость, чем сила и выносливость.

В целом же, общими показателями развития семилетнего дошкольника можно считать следующие:

a) выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое», обобщение; владеет обобщенными способами деятельности, способен находить варианты решений открытого типа, использует символические средства познания мира, способен планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка, разнообразие познавательных интересов;

б) осознанно относится к эстетическому в мире, знаком со множеством литературных произведений, может пересказать сказку, прочитать стих, имеет опыт художественной деятельности, исполняет простые песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                     ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    Игра — основной в...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей "Особенности физического развития детей раннего возраста"

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша.Задача взрослых в этот период жизни ребенка — со...