Консультация для родителей
консультация на тему

Павлюк Татьяна Викторовна

Роль семьи в воспитании дошкольников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_doshkolnikov.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

                       РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ  

                                                                                                    Подготовила учитель-логопед

                                                                                                      МБДОУ ДС № 28 Павлюк Т.В

 

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в меру своих сил, умений  оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника-первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединённой жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые  усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным.

    Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

   На психику и поведения ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышения уровня жизни и т.д.

   Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

  Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе от младенчества до поступления в школу.

   Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче и содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным окажется педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения, используют разные средства информации, советуются с воспитателями. Но каждый из родителей несомненно сознает, что этого недостаточно; каждой семье требуется дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений. Согласно требованиям реформы школы в настоящее время разработаны программы педагогического всеобуча родителей, руководствуясь которыми детские учреждения создают конкретные программы.

   Некоторые родители склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т.п. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего ребенка.

   Семья в нашем обществе-первичный коллектив, в котором все её члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива. Общая цель всех членов семьи-забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.

   Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но  и подчиняться.

  Немалое место в семье отводится чтению детям книг, просмотру телевизионных передач, слушанию радиопередач. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читают книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.

    Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно – бытовой и воспитательной работой родителей, а так же бабушек и дедушек, с участием детей в оказании им помощи.

   В жизни сельской семьи есть объективные условия, которые помогают справедливому разделению хозяйственных обязанностей между супругами: часть работ, особенно в огороде или по уходу за домашними животными, выполняются совместно. Если семья умело привлекает к посильному труду детей раннего возраста, то создаются естественные возможности для трудового воспитания.

   В совместной со взрослыми работе ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создаётся необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.

    Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него.  До начала работы и в ходе её взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу. Совместная со взрослыми работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальному труду.

    Трудовое обучение взрослых и детей не должно  ограничиваться лишь домашними делами. Взрослый должен постепенно вводить ребенка в общественную жизнь, воспитывать интерес к разным профессиям, уважение к труду и трудящемуся человеку. Это важно для нравственного  развития ребенка.

     Воспитатели поддерживают интерес детей к совместному со взрослыми труду, народным традициям и обязанностям, нередко принимают участие в организации праздников и встреч.

    Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становится для них необходимой потребностью.

   Совершенствование жизни семьи –её  уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей,  формирование основ личности ребенка.

   Не менее распространённой формой работы с родителями является наглядная пропаганда-это всевозможные стенды для родителей,  ширмы, папки-передвижки и т.д.

   Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком  не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

                                                                                                                            А.С. Макаренко

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или ругаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда  вас нет дома.

                                                                                                                            А.С. Макаренко

Для воспитателя нужно не большое время, а разумное использование малого времени.                                                                                                      

                                                                                                                              А.С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...